В «Сириусе» продолжаются «Большие вызовы». Для участия в этой масштабной научно-технологической программе на федеральную территорию съехались более 400 старшеклассников со всей России. Они работают над актуальными исследовательскими и прикладными задачами по 14 направлениям. Это не учебные проекты, а реальные задачи, которые прямо сейчас стоят перед наукой, индустрией и бизнесом. Одна из таких задач – генетическая паспортизация растений. Участники программы получили возможность одними из первых узнать, как будет работать новая система на практике.
Генетическая паспортизация растений – это процесс оформления специальных документов. Генетический паспорт содержит свод характеристик, отражающих генетическую уникальность сорта или гибрида сельскохозяйственных растений и позволяющий отличать его от других. Он оформляется по результатам молекулярно-генетического анализа на каждый представленный для проведения испытаний сорт или гибрид сельскохозяйственного растения, которые претендуют на включение в Государственный реестр селекционных достижений допущенных к использованию. Согласно закону «О семеноводстве», их официальное повсеместное внедрение начнется с декабря 2025 года. Генетические паспорта позволят проводить сортовую идентификацию образцов, что поможет защитить авторские права селекционеров, уберечь фермеров от покупки контрафакта и получать достоверную и полную информацию о том или ином сорте.
Уже сейчас у ребят есть возможность познакомиться с тем, как создают генетические паспорта. Проект курируют специалисты Научно-технологического университета «Сириус» вместе с партнером – негосударственным институтом развития «Иннопрактика». Ассистентом на проекте является магистрант 1 курса Научного центра генетики и наук о жизни Университета «Сириус».
Участники «Больших вызовов» работают с несколькими образцами картофеля, из которых выделяют ДНК и сравнивают предоставленные образцы. Это позволяет понять, принадлежат ли они к одному сорту.
«Ребятам были предоставлены различные образцы картофеля. Несколько клубней были куплены на рынке. Еще несколько пробирочных растений мы позаимствовали с прошлых исследований, которые вели в “Сириусе” другие проектные команды. Также мы будем исследовать гербарные образцы – сухие листья картофеля. Участникам предстоит выделить ДНК из всех этих образцов и сравнить их, чтобы понять, принадлежат ли образцы к одному сорту, или нет. Таким образом, они смогут получить полноценную картину об изученных объектах», – рассказывает руководитель проекта, кандидат сельскохозяйственных наук, специалист-исследователь НТУ «Сириус» Ольга Ефремова.
Генетический паспорт представляет собой документ, составленный на основании молекулярно-генетического анализа. В нем указываются белковые или ДНК-маркеры, идентифицирующие сорт. Чтобы определить свойства исследуемых образцов, школьникам предстоит выделить из них ДНК. После этого будет проведена полимеразная цепная реакция и сопоставление результатов проведенных ПЦР друг с другом для выявления различий или сходства ДНК представленных образцов.
«Последний год я участвовала в нескольких олимпиадах по агрогенетике и агробиологии. Поэтому выбор направления на этой программе для меня был очевиден. Генетика растений, селекция – это то, в чем мне хотелось бы развиваться, а для этого очень важны навыки и понимание, что происходит в отрасли. Паспортизацию растений только предстоит ввести повсеместно. Наша команда – своего рода первопроходцы, которые смогут ознакомиться с проектом еще на стадии его развития. В современном мире выводится много сортов. Визуально невозможно определить, семена или клубни какого сорта перед тобой. Генетику невозможно увидеть глазами, а паспортизация позволит нам получить полную картину», – говорит одна из участниц проекта, 10-классница школы № 24 из города Новороссийска Яна Кашина.
«Мне нравятся химия и биология во всех их проявлениях. И в этом проекте я могу применить все свои знания. У нас не только важный научный, но и социально значимый проект. Картофель называет вторым хлебом, это действительно важнейшая культура для обеспечения продовольственной безопасности. Своей работой мы хотим доказать, что генетические паспорта реально работают и паспортизация – действительно важная инициатива. На данный момент мы уже провели микроклональное размножение, далее нас ждет ряд ДНК-тестов, чтобы определить, какой перед нами сорт или сорта», – комментирует участник проекта, 10-классник средней образовательной школы № 40 из города Нижневартовска Илья Сомов.
«Я живу и учусь в Краснодаре. Наш город, как и весь Краснодарский край, называют житницей России. Мне нравится сфера сельского хозяйства, и хотелось бы реализовывать другие проекты в этой сфере, вести исследовательские работы, предлагать новые идеи. А для этого нужны новые знания и практические навыки. На этом проекте мы научились работать с культурой in vitro, проводили ПЦР и электрофорез, получили навыки выделения ДНК. Я еще ищу свой путь, но это та база, которая пригодится мне в любой научной деятельности», – говорит учащийся 10-го класса лицея № 64 города Краснодара Николай Глузмин.
В 2024 году в рамках направления «Агропромышленные и биотехнологии» школьники включились в задачи по поиску генов устойчивости у подсолнечника, диагностике вирусных заболеваний хризантем, анализу почвенных бактерий, влияющих на рост растений и другие проекты.