До 15 февраля продолжается прием заявок на Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы». Сегодня рассматриваем направление «Когнитивные исследования». Это междисциплинарное научное направление, которое позволяет нам расширять знания о развитии психики, интеллекте и поведении. Вместе с методистом направления Галиной Орешиной рассказываем, как грамотно представить проект в данном направлении.
– Какие знания и навыки нужны, чтобы реализовать проект в направлении «Когнитивные исследования»?
– В линейке школьных предметов нет дисциплины, которая напрямую относится к когнитивным исследованиям. Поэтому в направление, как правило, включаются ребята, которых привлекают междисциплинарные знания. Школьники интересуются тем, как функционируют наш мозг и психика, как она взаимосвязана с нервной системой. Участники конкурса – это учащиеся школ и студенты первых курсов, поэтому для ребят очень актуально, как эффективнее усваивать материал, улучшить память, повысить успеваемость и так далее.
Также многие юные когнитивисты интересуются вопросами взаимодействия людей в коллективе и изучают личностные характеристики: как выстраиваются отношения внутри коллектива, как наша личность и наши задатки влияют на развитие способностей.
В направление приходят и ребята, увлеченные смежными областями знаний, например, лингвистикой. Если обобщить, то наше направление в целом о человеке и обо всем, что с ним связано в рамках общества и деятельности в целом.
– Как выбрать идею для своего проекта?
– Важно найти то, что зажигает ваш интерес. Вам должно быть искренне интересно, как что-то работает, как оно устроено. Желание найти ответы на эти вопросы и приведет вас к выбору идеи проекта. Ни одна научно-исследовательская задача не строится по каким-то другим параметрам. Все сводится к тому, интересно вам или нет. Если ваша идея вас вдохновляет, вам хватит ресурса погрузиться в проект, сохранить заинтересованность в течение долгого времени и даже продолжить работу после конкурса. Интерес и мотивация – главные ключи к успеху.
– Какие проекты чаще всего представляют на конкурс?
– Главным образом наше направление исследовательское. Оно направлено на изучение механизмов, процессов и структур, которые лежат в основе человеческого познания, включая восприятие, внимание, память, язык, мышление, решение задач и принятие решений.
Прикладная сторона направления связана с разработкой диагностических и практических методик. Это различные тесты, задания и эксперименты, а также устройства, с помощью которых можно что-то в человеке развивать или менять (когнитивные способности, личностные особенности, навыки) Здесь хорошим подспорьем будут знания в ИТ-сфере, а также знание своих конкурентов на рынке. Еще может пригодиться опыт работы с большими данными, которые, с одной стороны, помогают уточнять исследования, а с другой – подтверждать эффективность своей методики или продукта.
Основные пункты любого проекта должны содержать в себе анализ литературы и предыдущих исследований по вашей теме, понятное описание того, что вы делаете, чтобы получить данные, и какими методиками пользуетесь, описание собранных данных, их анализ и выводы. Очень важно, что обзор литературы должен строиться на современных исследованиях. Ведь наука не стоит на месте. Могут появляться новые методы и подходы, которые окажутся более эффективными или точными в исследовании когнитивных процессов.
При подготовке проекта очень важно обозначить проблему, чтобы было понятно, почему вы начали изучать именно эту тему. А итогом вашего исследования обязательно должен быть вывод. Он должен содержать основные результаты исследования, а также выводы и рекомендации, которые можно сделать на основе полученных данных.
– Каким должен быть вывод, если мы говорим об исследовательских проектах, и с какими ошибками вы сталкиваетесь чаще всего?
– В результатах не должно быть интерпретации, взятой из ниоткуда. Например, школьник провел исследование, где контрольная группа состояла из 30 человек. При этом он делает вывод о всеобщей тенденции среди всех людей. Это неправильно. Нет ничего страшного, если у вас в исследовании данные 10, 20 или 30 человек. На ценность исследования это не влияет. Также нельзя в точности повторять чужие исследования. Школьнику важно продемонстрировать научное мышление, а не копировать чужие работы.
– Каких еще ошибок важно избежать?
– Иногда в исследовании применяются неправильно подобранные методики. Например, человек изучает мышление, а берет методики для исследования визуального внимания. Чтобы глубоко разбираться во всех этих процессах, очень важен глубокий анализ научной литературы. Глубокое погружение позволит понять актуальность той или иной методики, разобраться, что изучает каждая из них. При этом здесь очень важно оградить себя от псевдометодик. Ориентируйтесь только на доказательные методы и практики, ищите материалы только в проверенных научных базах.
Встречается неправильное применение типов анализа. Например, существует большая разница между корреляционной и каузальной связью.
Корреляционная связь – это статистическая взаимосвязь между двумя переменными, которая показывает то, изменяются ли переменные вместе. К примеру, мы можем наблюдать, что у людей с карими глазами в нашей выборке темные волосы. Можно ли сказать, что темные волосы у людей, потому что они кареглазые? Конечно нет, тут мы лишь наблюдаем связь двух показателей, без возможности указать, влияет ли одно на другое. Каузальная связь – причинная – показывает связь между двумя событиями, когда одно событие является причиной другого. Это разные статистические методы, которые нельзя путать. К примеру, люди, которые занимались скорочтением в течение месяца, будут в конце месяца читать быстрее, чем те, кто этим не занимался. Здесь мы можем попробовать утверждать, что обучение методике скорочтения влияет на скорость чтения.
– На какой площадке можно реализовать проект в области когнитивных исследований?
– В нашем направлении главенствующую роль играет не технологический, а человеческий ресурс. Можно провести исследование в своей школе или классе, привлечь взрослых – представителей определенных профессий и так далее. Также можно организовать с учителем научный кружок или обратиться в региональный центр вашего города, созданный с учетом опыта Образовательного центра «Сириус».
– Почему сегодня важно реализовывать проекты в области когнитивных исследований?
– Для того чтобы познать единственную науку, изучающую человека самого по себе. На сегодняшний день одним из важных и нерешенных вопросов науки является соотношение тела и разума, также известное как психофизиологическая проблема. Это вопрос о том, как соотносятся физические процессы, происходящие в мозге, с психическим состоянием в разных условиях и поведением человека. Эта проблема является одной из важнейших в психологии и нейронауках, и пока ученые до сих пор полностью не решили ее. В целом же психология пронизывает все дисциплины и прикладные направления жизни. А когнитивные исследования плотно завязаны на мышлении, которое нас олицетворяет.