До середины февраля продолжается прием заявок на конкурс «Большие вызовы». Школьники представят проекты по одному из современных направлений науки и техники. Перед многими ребятами, особенно теми, кто включился в конкурс впервые, возникают вопросы, как выбрать и подготовить проект в том или ином направлении. Мы попросили специалистов дать участникам несколько полезных советов. Главные лайфхаки о подготовке к конкурсу от методиста направления «Агропромышленные и биотехнологии» Сергея Седых.
– Что исследуют школьники направления «Агропромышленные и биотехнологии»?
– Агропромышленные и биотехнологии – это направление, которое наиболее тесно связано с исследованиями природы. К этой сфере относятся многие естественно-научные дисциплины. Как правило, школьники, выбирающие данное направление, увлечены химией, биологией, генетикой, знакомы с происходящими процессами на молекулярном уровне. Мы ждем на конкурсе проекты, связанные с разными областями сельского хозяйства, почвой, микроорганизмами, растениями и животными, грибами, – это все наше направление. Нередко попадаются и проекты из сферы биотехнологий, когда живой организм используют для получения продукта, интересного человеку.
– Какие виды проектов существуют в направлении и как выбрать свой?
– По статистике прошлых лет, 70% проектов являются научными, 30% – технологическими. Выбрать вектор не всегда просто. Школьнику предстоит решить: он хочет получить продуктовое решение или уйти больше в научное, фундаментальное исследование. Для понимания приведу пару примеров. Если итогом работы стало какое-то исследование и участником проведен анализ его результатов, это научный проект. Если же участник разработал макет или прототип, вырастил урожай, анализировал при этом различные условия, такие как освещенность, разный состав почвы и так далее – это прикладной проект.
В целом при выборе задачи я бы посоветовал ориентироваться на два фактора. Очень важна актуальность. Если вам интересна та или иная область знаний, вы должны изучать тему и быть в курсе того, какие задачи стоят перед сферой, что важно и востребовано. Это должен быть не просто яркий и зрелищный проект, вам необходимо понимать потенциальную аудиторию вашей разработки: кому она будет полезна, где может быть внедрена. Без видения цели начинать работу не стоит. Вторая важнейшая составляющая – ваш собственный интерес. Невозможно качественно проработать тему, которая совершенно не вызывает у вас отклика. При этом фундаментом всего вашего исследования должно быть исключительно научное обоснование. Необходимо тщательно проверять все источники и отсекать любые суждения, связанные с псевдонаукой.
– На какой материально-технической базе работают школьники вашего направления?
– Как и другие направления «Больших вызовов», сельское хозяйство и биотехнологии – максимально прикладные области. В буквальном смысле мы работаем со всем, что можно вырастить, взять из природы. Участник проекта может организовать работу на приусадебном участке, отправиться в небольшую экспедицию и даже работать дома, используя подоконник в комнате. Хорошим подспорьем может стать школьная лаборатория, а также площадки региональных центров выявления и поддержки одаренных детей, которые действуют в разных регионах России.
– Каких ошибок важно избежать при подготовке проекта?
– Прежде всего, и это относится ко всем направлениям, мы не ждем просто рефератов. Обзор научной литературы, достижений в выбранной области, безусловно, значимая часть исследования, но это только часть. Если не проведено никакого другого исследования, кроме анализа литературы, то результаты нельзя назвать научно-технологическим проектом. Да и просто рассказать, что ваша идея лучшая, недостаточно. Нужно выполнить определенные измерения, создать прототип, выдвинуть гипотезу и проверить, собрать и проанализировать хотя бы один урожай. Именно практическая часть делает ваше исследование работу проектом, а не просто рефератом.
– Как не спутать направления и понять, что ваш проект относится именно к агропромышленным и биотехнологиям?
– Разумеется, очень многие направления проектной деятельности носят междисциплинарный характер. Приведу пример. В настоящее время применяются и проектируются новые «умные» устройства для выращивания растений. К какому направлению можно отнести такой проект? Все зависит от акцентов, которые хочет расставить автор. Если вам интересно, как устройство влияет на рост и развитие растения, хочется моделировать разные условия для растений, сравнивать показатели и так далее, это направление «Агропромышленные и биотехнологии». А если больше интересна автоматизация системы и принципы работы механизмов, то, скорее всего, лучше обратиться к направлениям, отражающим эти аспекты.