Одно из направлений конкурса «Большие вызовы» – «Новые материалы». Их разработка и внедрение связаны с огромным количеством открытий в разные эпохи. В современном мире значение материаловедения растет с каждым днем. Новые инновационные материалы востребованы в передовых отраслях промышленности – аэрокосмической, автомобильной, электронной. Новые материалы нужны в медицине, космической сфере и многих других сферах жизни человека. Попросили методиста направления Анастасию Терехову дать несколько советов школьникам, которые готовят проект в этой сфере. Напомним, прием конкурсных заявок продолжается до 15 февраля.
– Какие проекты можно представить в направлении «Новые материалы»?
– Данное направление – это прежде всего о разработках, призванных улучшить жизнь человека в самых разных областях. Также мы рассматриваем проекты, где школьники предлагают новые технологии производства чего-либо. То есть два главных вектора: создание нового и модернизация существующего. Объясню на примере велосипеда. Если школьник своими руками соберет велосипед – это не будет считаться проектом. Но если участник предложит новое покрытие для шин, например, устойчивое к низким температурам или сложному рельефу, это уже заявка на успех. Как правило, наше направление интересно ребятам, увлеченным химией, но встречаются и физики, и даже биологи.
– Где найти идею для проекта?
– Все очень индивидуально. Есть ребята, которые серьезно погружены в определенные разделы химии: органическую или неорганическую, биохимию и так далее. Как правило, их проектные работы идут в едином треке с выбранной сферой научных знаний. В целом же для вдохновения я бы посоветовала конкурсантам больше смотреть по сторонам и проявлять живой интерес ко всему, что происходит вокруг. Например, в прошлые годы у нас был проект, идея которого пришла школьнику после обычной поездки по городу. Подросток держал в руках стакан с водой, которая разлилась, когда автобус переезжал через лежачий полицейский. Парнюнику пришла идея – придумать новый материал для искусственно созданных неровностей, который позволял бы автобусам плавно проезжать эти участки. Когда ребята включаются не в абстрактную задачу, а решают проблему, актуальную именно для них, очень большой шанс получить действительно эффективное решение.
– Как провести тестирование своей разработки?
– Направление «Новые материалы» – очень экспериментальное. И здесь важно учитывать различные риски. К любому эксперименту нужно подходить с запасом времени, особенно если мы говорим о работе в химической лаборатории. Очень часто для получения устойчивого результата нужно проделать не одну реакцию. Необходимо запастись терпением, а это только при условии достаточного количества времени. Обязательно нужно распланировать этапы работы. У нас был необычный случай на очной июльской программе. Одной из команд несколько дней не удавалось получить нужный результат, хотя все действия были правильными и утверждены экспертами. Даже наставники не сразу поняли, в чем дело. Оказалось, что влажность воздуха на федеральной территории «Сириус» и в центральной части страны различаются, и для успешного эксперимента важно учитывать эти вводные. Делать такие выводы очень увлекательно, но важнейшим фактором является время. Также очень важно найти все необходимые реагенты, оборудование, продумать другие условия для реализации и тестирования материала.
– Как понять, что проект интересен, актуален и понятен аудитории?
– Постарайтесь представить вашу разработку не только экспертам и единомышленникам, погруженным в эту же сферу, но и людям совершенно других интересов и компетенций. Я советую презентовать свой проект членам семьи, друзьям и послушать их мнение. Скорее всего, вам будут задавать очень разные вопросы, в том числе неочевидные для вас. Так вы сможете увидеть сильные и слабые стороны своего проекта и доработать его.
– Каких ошибок важно избежать при подготовке проекта?
Безусловно, есть самые распространенные. Прежде всего, это написание реферата вместо создания своего проекта, точное копирование уже существующих решений, отсутствие целевой аудитории. Бывают и необычные случаи. Например, несколько лет назад у нас был проект школьницы, которая модернизировала краску для рисования и написала картину. Автор проделала очень большую работу, однако в своих итоговых выводах сделала больший упор на творчестве, а не на самих материалах. На следующий год автор модернизировала свой проект, описала свойства краски, представила очень яркую экспериментальную составляющую, протестировав материал в разных условиях. Получилась очень достойная работа.
– Какие вызовы стоят перед направлением «Новые материалы» и почему важно включаться в решение задач в этой сфере?
– От каждого школьника мы ждем большой вовлеченности и заинтересованности в проекте. «Новые материалы» – это уникальное направление, которое направлено на создание чего-то нового для улучшения жизни при помощи практико-ориентированных или исследовательских проектов. Важно включаться в решение задач, потому что именно за молодыми учеными стоит будущее. Нестандартные подходы к решению задач, представленных в направлении, это и есть залог успеха.