help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

В Образовательном центре «Сириус» в ходе научно-технологической программы «Большие вызовы» учащиеся российских школ создали ассистента, который, основываясь на достоверных источниках, способен самостоятельно отвечать на вопросы о финансовых технологиях и финансовой грамотности. Разработка велась по направлению «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение». Участники разработали универсальную систему, которую возможно внедрить в различные существующие сервисы и платформы, специализировать на новых темах, а также использовать в роли помощника преподавателя.

Чтобы найти ответ на вопрос в сферах финансовых технологий и финансовой грамотности, человеку нужно изучить множество документов, часто сложных для восприятия. Если же искать ресурсы в интернете, на которых собрана полная и понятная информация, или задавать вопрос поисковику, то можно столкнуться с недостоверными источниками, непроверенными текстами, ошибками и большим количеством сложных терминов.

Для решения этих сложностей школьники на проекте «ИИ-платформа генерации образовательного контента» совместно с Центральным банком Российской Федерации и при поддержке банка «Центр-инвест» создали виртуального ассистента, который понятным языком отвечает на вопросы пользователей о финансовых технологиях и финансовой грамотности, основываясь на достоверных данных. Ребята из Ростова-на-Дону, Волгограда, Владикавказа и Московской области изучили документы и материалы сайтов Банка России, проекта «Финансовая культура» и Ассоциации ФинТех, чтобы собрать набор данных для обучения ИИ-ассистента, которого ребята назвали Финтом.

«Мы включились в создание универсальной системы, ее можно внедрять в различные сервисы: на отдельный сайт, на платформы в роли консультанта, с интерфейсом общения с пользователем через Telegram-бота или в иных форматах, – объяснил одиннадцатиклассник из Московской области Кирилл Цимбалюк. – При подключении нашего ИИ к существующим платформам архитектурные изменения в нашу систему вносить не придется, потому что она предоставляет открытый API».

«Центральный банк размещает много полезной информации и образовательного контента по направлениям финансовой грамотности и финтеху, в который сможет быть встроен наш ИИ-ассистент. Примененные при разработке методика масштабирования и микросервисная архитектура решения позволят использовать его в новых областях: дообучать под новые проекты про финансовые технологии и специализировать на конкретных темах. Поэтому мы ожидаем, что в случае развития идей применения нашего ассистента будет много», – рассказал руководитель проекта, доцент кафедры «Медиатехнологии» ДГТУ, руководитель образовательных программ «Интеллектуальные медиатехнологии», «Машинное обучение и искусственный интеллект» Максим Кадомцев.

Как пояснила ассистент руководителя проекта, студентка 2-го курса ЮФУ ИММиКН имени И.И. Воровича Анна Алехина, проект также поможет решить проблему нехватки преподавателей на онлайн-занятиях. На вебинаре физически сложно поговорить с каждым обучающимся и ответить на все вопросы. Если же обучить ИИ-сервис на материалах курса, он сможет отвечать на вопросы и помогать двигаться по теме обучения. Это упростит процесс обучения, снизит нагрузку на преподавателя, поможет студентам лучше понимать материал и позволит учиться в любое время суток.

В ходе работы над проектом школьники столкнулись с тем, что тексты с достоверной информацией были написаны сложным для восприятия языком, а также содержали большое количество терминов. Это ухудшало результаты обучения ассистента. По итогам ребятам долгое время пришлось самим осваивать терминологию и глубже разбираться в вопросах финансовой грамотности и финтеха, чтобы научить свое ИИ-решение разговаривать с пользователем простым языком.

«Изначально мы планировали автоматически выгрузить данные с сайтов с помощью программных алгоритмов. Но после обучения модели на полученном таким образом массиве текстов мы поняли, что она работает недостаточно качественно. Мы проверили данные, нашли их недостатки и после этого стали пересобирать информацию, можно сказать, руками: мы брали материалы, искали по несколько статей на одну тему, читали, перефразировали, проверяли правильность с помощью экспертов, и только так получили хорошие комплексные данные для обучения модели», – рассказал десятиклассник из Волгограда Артем Джалилов.

В результате был создан сервис, который, получая запрос от пользователя, классифицирует вопрос и ищет в базе данных наиболее близкий текст из проверенного источника. На основе этого текста система генерирует ответ.

На финальной презентации проектов ребята представили разработанный сервис в двух интерфейсах: чат-бот в Telegram и веб-версию. Сервис может отвечать на вопросы пользователей о финансовых технологиях и финансовой грамотности.

 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!