В Образовательном центре «Сириус» завершился ежегодный Арт-фестиваль, где юные художники и скульпторы под руководством сильнейших российских экспертов создали собственные произведения искусства. Одним из партнеров фестиваля выступил крупнейший отечественный производитель фарфора, Императорский фарфоровый завод (Санкт-Петербург). Школьники осваивали искусство росписи фарфора, используя изображения редких южных растений из атласа XIX века, созданного ботаником Федором Биберштейном и переизданного в «Сириусе».
О том, почему работать с «белым золотом» сможет не каждый, тонкостях подглазурной росписи и создании уникальных изделий из хрупкого материала мы побеседовали с Инной Никифоровой, руководителем направления по проведению мастер-классов и экскурсий галерейного департамента Императорского фарфорового завода (ИФЗ).
– Императорский фарфоровый завод впервые сотрудничает с «Сириусом»?
– Да, и для нас это взаимодействие интересно. Тематикой Арт-фестиваля в нынешнем году стало сохранение культурного наследия России, что полностью созвучно миссии нашего предприятия. История Императорского фарфорового завода насчитывает около трех веков, и к сохранению традиций мы, конечно, относимся трепетно. Тем более у нас, как и в «Сириусе», принято поддерживать одаренных детей.
– На производстве в Санкт-Петербурге есть какой-то специализированный курс?
– Я руковожу направлением по проведению экскурсий и мастер-классов при Императорском фарфоровом заводе, в том числе веду обучение и мастер-классы в образовательных заведениях Петербурга. Когда вижу талантливых детей, стараюсь пригласить их на предприятие. Многие одаренные ребята могут найти в работе с фарфором себя и в дальнейшем захотеть связать с этим искусством жизнь.
– На мастер-классах в «Сириусе» вы как-то говорили, что фарфор принимает не всех авторов. Почему?
– Материал сложный и при этом живой. В нем совмещаются все стихии: огонь, воздух, вода, земля. Фарфор чувствует энергетику человека и, случается, долго не принимает автора. Но если контакт установлен, живописец создаст настоящее произведение искусства.
– У ребят на Арт-фестивале в «Сириусе» получилось сработаться с фарфором?
– Дети, которые занимались в моей группе, удивительные. Умные, благодарные, интеллигентные. У них колоссальный потенциал, свежий взгляд и большое будущее. Часть группы приехала на программу по анималистической скульптуре, но им удается и живопись по фарфору. Есть интересные яркие работы. Например, у одной из участниц увлеченность анималистикой нашла воплощение в росписи тарелки. Великолепно прочувствована форма, композиция. Работа получилась вдохновенная, исключительная по своей законченности.
– Наверное, детям было непросто: помимо нового материала, для работы с фарфором наверняка нужны специальные краски, после росписи изделие уходит в обжиг. Как технологически выстраивалась работа в мастерской фарфора?
– Мы придерживались канонов, работали в технике традиционной классической надглазурной росписи. Практику предварял ознакомительный этап: лекция о том, что такое фарфор, как он возник и появился в Европе, что такое Императорский фарфоровый завод, почему именно это предприятие помогает на Арт-фестивале освоить первые шаги в искусстве росписи фарфора. Ребята узнали, какие исторические коллекции существуют на ИФЗ, познакомились с основными технологическими характеристиками фарфора, красок.
Специальные керамические краски для росписи фарфора сделаны на основе оксидов металлов. Роспись закрепляет обжиг. Я рассказала школьникам, какая разница существует между температурными режимами, в какой последовательности будем работать, показала процесс создания фарфора, благо такая возможность была здесь же, в Образовательном центре, в химической мастерской. В специальные гипсовые формы заливается шликер – фарфоровая масса. Дети своими глазами увидели чудо рождения «белого золота», как фарфор называли в старину за большую дороговизну, и были полностью подготовлены к практической работе. Познакомившись с материалом, ребята сумели его почувствовать. Хотя времени у нас было немного, раз от раза у них все лучше получалось.
– Нужны ли для работы с фарфором специальные инструменты?
– Кисти могут быть разными: белка, колонок, синтетика. Для детализации мы использовали плакатные перья. Для растушевок и мягких фактур – поролоновые спонжи. Керамические краски, о которых я уже говорила, разводили водой и глицерином. В принципе, художники-подглазурщики у нас на производстве работают так же. Мы с ребятами все делали на основе традиционных классических технологий.
Рисунок закрепляется обжигом, который проходит в среднем при температуре + 830 градусов Цельсия. У твердого фарфора может быть до восьми обжигов. В «Сириусе» мы сделали три.
– Школьники расписывали чайные пары особой формы – гербовой. Почему для фестиваля выбрана именно она?
– Это чашка с блюдцем музейной формы середины XIX века. Такую форму ИФЗ восстановил с помощью 3D-моделирования. Я предложила ее, поскольку в том числе через историческую форму мы отобразили главную тему Арт-фестиваля в «Сириусе» – культурное наследие России. Кроме того, работали с декоративной настенной тарелкой формы эллипс, которую можно подвесить или разместить на специальной подставке. В плане формы это тоже классика.
– Может быть, после работы с фарфором в «Сириусе» кто-то из детей захотел побывать на производстве в Петербурге?
– Безусловно. На Императорском фарфоровом заводе мы готовы провести для них специальную экскурсионную программу. Возможно, самым одаренным ребятам удастся даже предложить стажировку. У ИФЗ есть серия мастер-классов с художниками по росписи фарфора «Ступени мастерства». На нашем производстве трудятся замечательные авторы, которые могли бы поработать с ребятами. Возможно, в дальнейшем кто-то из звездочек, которых удалось открыть в «Сириусе», засияет в полную силу и удивит мир своим талантом.