В Образовательном центре «Сириус» воспитанники ноябрьской смены всех направлений узнали, что такое дебаты – ребята приняли участие в мастер-классах Сергея Гаврилова, главы Санкт-Петербургской федерации дебатов, выпускника РГПУ им. Герцена по программам «Политология» и «Государственная политика и управление».
По выражению философа Вольтера «Умение точно и кратко выражать мысль – достоинство настоящего оратора», которому необходимо учиться у мастеров.
Программа Сергея Гаврилова «Дебаты» рассчитана на пять дней занятий, первые три дня из которых включают обучающие мастер-классы на строго заданные темы: «Мастерство убеждения», «Идеи для мастера аргументации», «Рекомендации наставника». На этих встречах ребят учат тому, как построить дискуссию, чтобы убедить оппонентов в своей правоте, а аудиторию в том, что высказанная мысль является единственно верной.
Школьники признаются, что о многих вещах ранее даже не догадывались. Оказалось, что вся, такая огромная с виду, система доказательств подразумевает под собой всего несколько подпунктов, а речь спикера не что иное, как алгоритм из заявления (собственно, обозначение темы), объяснения, доказательства и вывода.
Следующим этапом, четвёртым днем занятий по курсу «Дебаты», стала сама Игра. Всем присутствующим было предложено разделиться на 6 команд, чтобы получить возможность более детально поработать над аргументацией позиций. В состав каждой группы вошли по одному участнику из каждого направления.
Когда участники были готовы, на интерактивном экране появились шесть тем: «В России должен быть единый учебник истории», «В России должен быть законодательно запрещён киберспорт», «Необходим закон о запрете 3D-принтера», «Россия должна вкладывать деньги в программу колонизации Марса», «Во всех российских школах должен существовать учебный предмет «Начальная военная подготовка», и «Право использования научного открытия в полной мере принадлежит автору».
Финальные дебаты происходили по очереди: между первыми двумя командами, затем вторыми, далее третьими. После 5-минутного обсуждения стратегии с коллегами по команде, спикер брал слово и принимался доказывать и защищать определённую позицию, например, такую - «В стране не должно быть зоопарков», а второй спикер, оппонируя ему, пытался убедить аудиторию в обратном.
Ребята разошлись не на шутку. Оказалось, в защиту своей позиции спикеры (при помощи команд) находили всё новые и новые аргументы, приводили доводы, с которыми порой было невозможно спорить. Так что «жаркий» тренинг мог затянуться до ночи. Сергей Гаврилов предложил закончить Игру, объявив о том, что пятый, заключительный день работы, будет посвящен как раз работе над ошибками, и у всех участников еще будет возможность высказаться.
– Понятно, что все услышанное на занятиях за эту неделю еще не применятся ребятами в комплексе. Нужен опыт и, что важнее, практика. Главной задачей было, чтобы ребята усвоили всю модель ведения дебатов, - Сергей Гаврилов подвел итоги работы. - Сейчас нужно меньше теории и больше практических заданий, на которых мы можем находить контраргументы, оспаривать каждую идею.
14-летняя Алёна Ткачева из Санкт-Петербурга признается, что задания показались ей сложными. Это не удивительно, потому что на настоящие дебаты юный литератор попала впервые, однако справилась со своей задачей хорошо.
– Мне было тяжело аргументировать свою позицию: пришлось доказывать ту точку зрения, с которой я на самом деле не была согласна. Как всё новое, это сложно и интересно одновременно. Для первого раза, думаю, у меня получилось неплохо.
Неделя занятий по программе «Дебаты» позади. Школьники признаются, что работа была напряженной. Ситуацию спасало то, что дебаты – это не скучные тренинги, как о последних отзываются сами ребята, а настоящие спарринги на словах, в которых всегда побеждает не столько сильнейший, сколько умнейший и самый находчивый.