Юные знатоки ноябрьской смены померились силами в знаниях по истории.
Ведущий и модератор «Клуба знатоков» - учитель истории, финалист конкурса «Учитель года России-2016» Иван Александрович Филатов. Талантливый педагог провёл для ребят, принимающих участие в ноябрьской смене, популярную игру «Что? Где? Когда?».
Участниками интеллектуальной битвы стали 40 математиков. Ребята разделились на группы и придумали 6 командам названия: «Памятник Гоголю», «Гусоня», «Сочный персик», «Зеленые корниешки», «Черепашки Ниндзя» и «Эйя». Равнодушных среди игроков не было: все обсуждения проходили живо, эмоционально.
Вопросы были не из легких. «Как звали человека, «обезглавившего» собор Василия Блаженного?», «Кто стал прототипом известного казака Никиты Галагана?», «Под каким именем нам известна великая София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская?», «Какому историческому событию века Софоний Рязанец посвятил свое произведение «Задонщина»?
Для 16-летнего Сергея Фомина (г. Ставрополь) самым сложным оказался вопрос про художника Григория Григорьевича Мясоедова:
– Ведущий задал вопрос: на кого однажды так разгневался русский живописец, что чуть не убил его? И чтобы избежать кровопролития, этого человека в свою семью забрал коллега Мясоедова. Правильный ответ – сын Иван. Я даже не догадался. Оказалось, именно с Григория Григорьевича великий Репин писал образ Ивана Грозного для знаменитой картины «Иван Грозный убивает своего сына».
На раздумья над одним вопросом отводилось не больше минуты. «Осталось 10 секунд, девять… Время! Вышло!» – ответ с опозданием, даже верный, ведущий не принимал. Команды старались укладываться в тайм-чек. За 1,5 часа знатоки успели ответить на 26 вопросов.
– Бывали игры, когда работая, в режиме нон-стоп, знатоки успевали ответить на 60 и 80 вопросов, – комментирует Иван Филатов. – Но количество вопросов не самое главное: важно, чтобы ребята усвоили пройденный материал, расширили кругозор в области истории.
Как оказалось, составлять вопросы для «Что? Где? Когда?» ничуть не легче, чем их отгадывать. Это настоящее искусство: существуют даже целые тома методических рекомендаций о том, как стать хорошим «вопросником». Об этом финалист конкурса «Лучший учитель года» рассказал ребятам уже после игры.
– Многие вопросы для игры я составляю сам, каждый раз учитывая возраст и подготовку аудитории. Это не минутное дело, хочется, чтобы среди вопросов были разные темы: личности, события, даты. В клубах «Что? Где? Когда?» существует практика обмениваться интересными и оригинальными вопросами с другими городами.
Педагог предложил сделать «разбор полетов» и рассказал ребятам, в чем и где они ошиблись, а где были всего лишь в шаге от истины. Победу в игре отпраздновала команда «Памятник Гоголю», завоевавшая 14 баллов. Вторыми стали игроки команды «Гусоня» с 12 очками, третье почетное место за «Черепашками Ниндзя», уступившими лидерам всего 3 балла. Учитывая, что знатоками были исключительно математики, а большинство вопросов посвящено истории и искусству, Иван Филатов назвал результаты «Хорошей игрой».