help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Анастасия Рыжихина – из Петрозаводска. Петр Попов – из Санкт-Петербурга. В образовательный центр «Сириус» школьники приехали на смену биологической школы для кандидатов в сборную России на международную олимпиаду по биологии. В состав национальной команды войдут четыре ученика с самыми сильными знаниями.

Ребята решили поделиться интересными задачами, которые встретились им во время подготовки и участия в олимпиадах по биологии.

Ответы на задачи – внизу. Не подсматривать!

Задача 1.

Китовый ус состоит преимущественно из:

а) коллагена;

б) хитина;

в) дентина;

г) кератина.

Задача 2.

На схеме показаны результаты опытов, проведенных с некоторым растением. Светлый прямоугольник означает время, в течение которого растение получало свет, серый прямоугольник – темное время в эксперименте. Лист означает, что в этих условиях освещения растение вегетировало, а цветок – что оно приступало к цветению.

Укажите, является ли каждое из следующих утверждений верным (в) или неверным (н).

а) эксперимент проводили с длиннодневным растением.

б) для зацветания необходима и достаточна некоторая длина дня (больше критической).

в) для зацветания необходима и достаточна некоторая длина ночи (меньше критической).

г) кратковременное затемнение в середине дня может привести к обращению реакции зацветания.

д) кратковременное освещение в середине ночи может привести к зацветанию.

Задача 3.

Установите соответствие между названиями красителей (1-6) и группами организмов, из которых их получают или получали в прошлом.

1. Индиго

2. Пурпур (6,6’-диброминдиго)

3. Сепия

4. Кармин

5. Гематоксилин

6. Лакмус

 

а) покрытосеменные растения

б) лихенообразующие грибы (лишайники)

в) членистоногие

г) моллюски

Задача 4.

На схеме изображено формирование потенциала действия:

а) рабочего миокарда;

б) гладкой мышцы;

в) слухового рецептора;

г) высшего растения.

Понравилось? Еще две задачи от кандидатов в сборную России - в группе Образовательного центра Вконтакте

Ответы на задачи:

Задача 1.

Правильный вариант -  г.

Комментарий Петра:

Усы китов - не зубы, несмотря на то, что по внешнему виду очень похожи на них. Они являются выростами кожи, а значит состоят из кератина - основного белка кожи.

Задача 2.

Правильный ответ:

в. н. в. н. в.

Комментарий Петра:

В этом задании необходимо понять, как освещение растения влияет на его зацветание.

Пункт а - верный, это растение действительно длиннодневное, так как зацветает при увеличении длины дня и уменьшении длины ночи (опыты 1, 2). Пункт б - неверный, растение также может зацветать, если искусственно осветить его в середине ночи (опыт 4). Пункт в - верный, основывается на тех же аргументах, что и пункт б. Пункт г - неверный, при затемнении растения днём оно всё равно зацветает, если длина ночи маленькая (опыт 3). Пункт д - верный, представлено в опыте 6.

Задача 3.

Правильный ответ:

а) г) г) в) а) б)

Комментарий Петра:

Это задание скорее проверяет не знания биологии, а общую эрудированность. Индиго получают из индигоноски, растения, относящегося к семейству мотыльковых (покрытосеменное растение, а). Пурпур добывают из иглянок - брюхоногих моллюсков (моллюски, г). Сепия - из чернил каракатиц, также относящихся к типу моллюски (г). Кармин - из кошенили, насекомых с розоватым окрасом (насекомые относятся к членистоногим, в). Гематоксилин - из кампешевого дерева, близкого родственника индигоноски (а). Лакмус является, пожалуй, самым известным красителем, добываемым из лишайников (б).

Это задание - одно из самых сложных, которое я встречал в олимпиадах. Конечно, увидев такое задание, не стоит тут же, сломя голову, учить все красители. Гораздо важнее повторять ключевые разделы биологии - или просто развивать интуицию.

Задача 4.

Правильный ответ: - г

Комментарий Анастасии:

Чтобы решить это задание, стоит проанализировать схему и вспомнить, какие ионы обычно участвуют в формировании потенциала действия. Калий? Хлор? Натрий? А вот натрия мы на схеме как раз и не видим. При решении таких задач можно использовать некоторые практические знания, например, каким образом мы можем получить натриевую и калийную селитру (калия много в растениях, а натрия в животных).

P.S. Один из вариантов ответа является растительной клеткой, все остальные – клетки животных.

 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!