Анастасия Рыжихина – из Петрозаводска. Петр Попов – из Санкт-Петербурга. В образовательный центр «Сириус» школьники приехали на смену биологической школы для кандидатов в сборную России на международную олимпиаду по биологии. В состав национальной команды войдут четыре ученика с самыми сильными знаниями.
Ребята решили поделиться интересными задачами, которые встретились им во время подготовки и участия в олимпиадах по биологии.
Ответы на задачи – внизу. Не подсматривать!
Задача 1.
Китовый ус состоит преимущественно из:
а) коллагена;
б) хитина;
в) дентина;
г) кератина.
Задача 2.
На схеме показаны результаты опытов, проведенных с некоторым растением. Светлый прямоугольник означает время, в течение которого растение получало свет, серый прямоугольник – темное время в эксперименте. Лист означает, что в этих условиях освещения растение вегетировало, а цветок – что оно приступало к цветению.
Укажите, является ли каждое из следующих утверждений верным (в) или неверным (н).
а) эксперимент проводили с длиннодневным растением.
б) для зацветания необходима и достаточна некоторая длина дня (больше критической).
в) для зацветания необходима и достаточна некоторая длина ночи (меньше критической).
г) кратковременное затемнение в середине дня может привести к обращению реакции зацветания.
д) кратковременное освещение в середине ночи может привести к зацветанию.
Задача 3.
Установите соответствие между названиями красителей (1-6) и группами организмов, из которых их получают или получали в прошлом.
1. Индиго
2. Пурпур (6,6’-диброминдиго)
3. Сепия
4. Кармин
5. Гематоксилин
6. Лакмус
а) покрытосеменные растения
б) лихенообразующие грибы (лишайники)
в) членистоногие
г) моллюски
Задача 4.
На схеме изображено формирование потенциала действия:
а) рабочего миокарда;
б) гладкой мышцы;
в) слухового рецептора;
г) высшего растения.
Понравилось? Еще две задачи от кандидатов в сборную России - в группе Образовательного центра Вконтакте
Ответы на задачи:
Задача 1.
Правильный вариант - г.
Комментарий Петра:
Усы китов - не зубы, несмотря на то, что по внешнему виду очень похожи на них. Они являются выростами кожи, а значит состоят из кератина - основного белка кожи.
Задача 2.
Правильный ответ:
в. н. в. н. в.
Комментарий Петра:
В этом задании необходимо понять, как освещение растения влияет на его зацветание.
Пункт а - верный, это растение действительно длиннодневное, так как зацветает при увеличении длины дня и уменьшении длины ночи (опыты 1, 2). Пункт б - неверный, растение также может зацветать, если искусственно осветить его в середине ночи (опыт 4). Пункт в - верный, основывается на тех же аргументах, что и пункт б. Пункт г - неверный, при затемнении растения днём оно всё равно зацветает, если длина ночи маленькая (опыт 3). Пункт д - верный, представлено в опыте 6.
Задача 3.
Правильный ответ:
а) г) г) в) а) б)
Комментарий Петра:
Это задание скорее проверяет не знания биологии, а общую эрудированность. Индиго получают из индигоноски, растения, относящегося к семейству мотыльковых (покрытосеменное растение, а). Пурпур добывают из иглянок - брюхоногих моллюсков (моллюски, г). Сепия - из чернил каракатиц, также относящихся к типу моллюски (г). Кармин - из кошенили, насекомых с розоватым окрасом (насекомые относятся к членистоногим, в). Гематоксилин - из кампешевого дерева, близкого родственника индигоноски (а). Лакмус является, пожалуй, самым известным красителем, добываемым из лишайников (б).
Это задание - одно из самых сложных, которое я встречал в олимпиадах. Конечно, увидев такое задание, не стоит тут же, сломя голову, учить все красители. Гораздо важнее повторять ключевые разделы биологии - или просто развивать интуицию.
Задача 4.
Правильный ответ: - г
Комментарий Анастасии:
Чтобы решить это задание, стоит проанализировать схему и вспомнить, какие ионы обычно участвуют в формировании потенциала действия. Калий? Хлор? Натрий? А вот натрия мы на схеме как раз и не видим. При решении таких задач можно использовать некоторые практические знания, например, каким образом мы можем получить натриевую и калийную селитру (калия много в растениях, а натрия в животных).
P.S. Один из вариантов ответа является растительной клеткой, все остальные – клетки животных.