help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Математика и музыка – есть ли связь? На этот сложный вопрос искали ответ воспитанники ноябрьской смены «Сириуса» вместе с кандидатом физико-математических наук.

Словами математика и физика Готфрида Лейбница «Музыка есть радость души, которая вычисляет, сама того не сознавая» кандидат физико-математических наук, заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики института им. В.А. Стеклова РАН, создатель проекта «Математические этюды» Николай Андреев начал лекцию о связи двух пространств - математического и музыкального.

Лекция «Математика и музыка» была посвящена истории великих математических задач, решённых и тех, которые до сих пор остаются для человечества загадкой. Для того, чтобы наглядно продемонстрировать школьникам связь между строгим пространством чисел и чарующими звуками музыки, лектор специально пригласил 16-летнюю Анастасию Голикову (г. Новоуральск, Свердловская область), участницу смены по направлению «Искусство».

Задание для присутствующих в зале, половина из которых математики, Николай Андреев специально сформулировал в виде задачи с условием: доказать на примере музыкальной композиции для виолончели, что определение интервала в музыке – это вычисление разности между двумя звуками, построение музыкального произведения имеет свою логику и числовые характеристики, а звуковые частоты – это не что иное, как геометрическая прогрессия.

Участница Южной математической смены 15-летняя Олеся Рвач интересовалась связью музыки и математики и раньше. На эту тему она даже готовила научный доклад в школе.

– Эта лекция для меня была очень полезной по многим причинам. Во-первых, я уже работала над подобным проектом. Во-вторых, из лекции узнала ту информацию, которую раньше не могла найти: про частоту, про колебание струны. Еще больше понравилось, что нам не просто рассказали, а еще и показали. Да, я-математик, но играю на скрипке и фортепиано. То есть, все услышанное сегодня для меня не только интересно, но и полезно.

По отзывам из зала было понятно, что многие из ребят, одаренных математически, играют на музыкальных инструментах - скрипке, фортепиано, гитаре.

– Сегодня на лекции мы успели затронуть только одну тему «Частоты нот, равномерно темперированные наверх», - лектор подвел итоги встречи.  -  Из неё мы узнали, что сами произведения часто основываются на математических понятиях.

Для тех, кого связь музыки и математики не оставила равнодушным, а таких в зале оказалось большинство, Николай Андреев порекомендовал для чтения книгу из библиотеки ОЦ «Сириус» «Математическая составляющая».  В ней, по словам лектора, ребята смогут найти примеры великих музыкальных композиций, в которых доказано используется математика.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!