help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

История ФАНК началась в Политехническом музее: там сформировалась команда и программная политика единственного в России фестиваля научного кино. О деталях, событиях и содержании необычного кинодвижения рассказывает его программный директор Ирина Белых.

Первый Фестиваль прошёл в 2011-ом и назывался «ФАНК 360 градусов». Мероприятие сразу получило массу положительных отзывов, молниеносно отреагировали регионы, засыпав организаторов предложениями приехать и провести такой праздник кино у них. Так, захватив не только сердца, но и умы тысяч зрителей, московский Фестиваль научного кино принял форму всероссийского кинодвижения.

А год назад, в 2015-ом, команда ФАНКа отделилась от Политехнического, продолжив собственный путь развития, учредив в рамках фестиваля, который в этом году с 11 по 15 октября прошел в Сочи, первую кинопремию в области документального научного кино. Торжественная церемония открытия фестиваля состоялась в Образовательном центре «Сириус».

- Как началась ваша дружба с «Сириусом»?

- Ровно год назад, тоже в октябре, нас пригласила в этот уникальный Образовательный центр его руководитель Елена Владимировна Шмелева. Нам было очень приятно и лестно принять участие в образовательной работе с талантливыми детьми: для ФАНКа, также, как и для «Сириуса», в равной степени важны наука и искусство, важна междисциплинарность, дружба физиков и лириков.

Для первого показа в «Сириусе» мы предложили фильм «Чувственная математика» выпускницы мехмата МГУ и ВГИК (мастерская М. Хуциева), режиссёра Екатерины Еременко. Нам показалось, что эта кинолента точно найдет свою аудиторию и будет неким адресным посылом для одаренных ребят. По направлению «Наука» на той смене как раз занимались математики, и мы не ошиблись! Какая развернулась дискуссия - участники спорили, не соглашались друг с другом, но, главное, что было понятно, насколько это тонкие и глубокие люди, которым при всей логике их суждений нисколько не чужды яркие эмоции и образность мышления. Приятно, что ребята отметили все: даже операторскую работу.

Сюжет фильма в том, что каждый из пятерых математиков рассказывает о своем научном исследовании, но не так, как он бы делал это среди коллег, а через эмоции, языком, доступным широкой аудитории. Эти пятеро – настоящие гении и мастера своего дела, в числе которых Максим Концевич, французский математик русского происхождения, лауреат Филдсовской премии.

- В этом году с 11 по 15 октября ФАНК прошёл в Сочи.  Для ребят из «Сириуса» в рамках фестиваля был организован показ двух фильмов: «Гонка на выживание» и «Магнус». Первый рассказывает про группу художников, выступивших против мировой экологической катастрофы, второй повествует про жизнь действующего чемпиона мира по шахматам Карсена Магнуса. Скажите, это совпадение: ведь на октябрьской смене в «Сириусе» проходили обучение биологи, химики и экологи, а по направлению «Спорт» к Чемпионату мира по шахматам как раз готовились юные шахматисты?

- И да, и нет. Фильм для церемонии Открытия, которая состоялась в «Сириусе» мы подбирали по принципу яркости и зрелищности. Эксперты посчитали «Гонку на выживание» именно такой «жемчужиной» современной научной документалистики.  Фильм про Карсена Магнуса – тоже один из шедевров, самых хитовых фильмов этого года. Когда мы предложили его местным организаторам, идея понравилась всем.

- Ирина, расскажите о соотношении российских и зарубежных фильмов в фестивальных программах ФАНК?

- В России очень сильная документалистика и потрясающие режиссёры, Виталий Манский, Сергей Мирошниченко. Это одни из лучших документалистов в мире.

В ноябре в Лейпциге состоится престижный фестиваль, на котором будут представлены стразу три работы российских режиссеров, выпускников Мастерской Марины Разбежкиной. Сейчас эта авторская школа, наверное, один из лидеров, выпускающих молодых талантливых режиссёров.

Однако контактов с научной темой в кино пока не столь много, как бы нам того хотелось. ФАНК первым предложил организовывать встречи, создавать площадки, где в открытом диалоге могли бы взаимодействовать ученые и режиссеры.

Мы первыми начали их знакомить в Москве, организовав в эфире одной из радиостанций «Научные понедельники», продолжили на Фестивале в Сочи, и, надо отметить, некоторые их них начали проникаться тем, что происходит друг у друга в профессии. Кино может быть прекрасным средством популяризации науки и реальной помощью в том, чтобы донести широкой аудитории некую научную или исследовательскую точку зрения.

- Правильно понимаю, что те фильмы, которые попадают в программы ФАНКа премьерные для России?

- Когда ФАНК был исключительно московским фестивалем, мы стремились к тому, чтобы это были премьеры хотя бы российские. А сейчас мы сконцентрировались на тщательном поиске и отборе фильмов, которые должны соответствовать нашим основным критериям, познавательности, выраженной авторской позиции. Часть из них уже показывали на ММКФ (Московский Международный кинофестиваль), как например, «Магнус». Мы не гонимся только за премьерами, потому что очень много работаем в регионах. Но определённое количество премьер у нас все-таки есть, и они были представлены в Сочи.

- Расскажите подробнее о формате, в котором ФАНК работает в России?

- После того, как жюри определило победителя, формируется единый каталог, в котором мы презентуем фильмы в разных форматах. Один из самых популярных форматов – это передвижной кинофестиваль, когда мы приезжаем и организуем в городе большое научно-культурное событие. В ближайшие месяцы мы посетим Ульяновск, Челябинск и Димитровград, на начало следующего года запланированы Томск и Тобольск. Самый важный формат, можно сказать, наша гордость – это дни научного кино в вузах, когда уже не мы являемся организаторами, фестиваль организуют сами студенты. Они берут наш контент, наш дизайн, наши инструкции и собственными руками проводят у себя эти дни научного кино. ФАНК – это про дружбу науки и искусства. Так случилось в Новосибирском госуниверситете.  «Потрясением» для нас стал Томск, где за 3 дня были проданы все билеты, Воронеж, Саров, Снежинск. Это здорово!

Сейчас в нашем движении принимают участие 114 вузов и 63 города. Прием заявок идет в режиме онлайн. Надеемся, что количество участников будет увеличиваться год от года.

- Ирина, а кто входил в состав жюри ФАНКа в этом году?

- Екатерина Еременко, режиссер и сценарист, уже известная вам по фильму «Чувственная математика», автор киноленты «Буквальная геометрия»; Эдуард Френкель, американский математик русского происхождения, профессор Калифорнийского университета, автор книги «Любовь и математика», переведённой на 14 языков; и Егор Задереев, популяризатор науки. Программа фестиваля была представлена 15 фильмами.

Победителем стал «Счастливый фильм». Эта история о том, как успешный графический дизайнер из Нью- Йорка вдруг понимает, что кроме работы в жизни должно быть что-то ещё – что именно даёт человеку ощущение счастья. По совету психолога он пробует разнообразные методики — медитацию, терапию и химические препараты. Вот из этого личного поиска и рождается сюжет «Счастливого фильма».

- Каким вы видите развитие документального научного кино в России в будущем?

- Мне бы, конечно, хотелось, чтобы такое кино начало выходить в массовый прокат, чтобы и такие смысловые, порой сложные фильмы зритель мог увидеть в кинотеатре. Хотелось бы расширить аудиторию. В случае с ФАНК, возможно, начать сотрудничество со школами.  Но для этого нужен специальный репертуар, и мы готовы над ним работать вместе с нашими надёжными партнёрами – «РВК», компаниями «СИБУР Холдинг» и «Росатом», EURASF (Европейская Академия Научного Кино) и Русским географическим обществом.

 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!