В августе в рамках Большого летнего музыкального фестиваля на федеральной территории «Сириус» прошел симфонический концерт с участниками проекта «Музыкальная сборная России» Дома музыки. Одним из солистов выступления стал Арсений Газизов – воспитанник Образовательного центра, который первым в мире сумел исполнить партию виолончели на контрабасе. На концерте он выступил с произведением Дмитрия Шостаковича. В 2015 году музыкант впервые приехал в «Сириус». В интервью он рассказал о том, каких успехов добился за семь лет, чему научил его «Сириус» и как научиться справедливо оценивать себя.
– Когда вы поняли, что хотите связать свою жизнь с музыкой?
– Музыкой я начал заниматься еще в пять лет, когда родители отвели меня в музыкальную школу. Но изначально учился играть на скрипке, и в какой-то момент мне это стало неинтересно. Я прекратил заниматься и был на грани отчисления из музыкальной школы при Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. В тот переломный момент мне и предложили перейти на контрабас.
Для меня это самый лучший инструмент – глубокий тембр, потрясающий звук. Я помню первые занятия по специальности – это были невероятные ощущения. Но даже после смены инструмента я не был уверен, что хочу связать свою жизнь с музыкой: мне казалось, что мои навыки игры на инструменте недостаточно хороши, что я не смогу поступить в консерваторию. Но со временем и практикой эти страхи ушли, и понял, что музыка – это мое.
– Как вы попали на программу по музыкально-исполнительскому искусству в «Сириус» в 2015 году?
– Тогда Образовательный центр только открылся, и меня пригласили на вторую программу, которая проходила в июле. Я ничего особенного не ожидал, но она была невероятно классной: мы ежедневно ходили на мастер-классы знаменитых музыкантов, играли с оркестром, устраивали небольшие концерты. У меня были два педагога по специальности: один из них – мой школьный преподаватель Александр Алексеевич Шило, а второй – Андрей Львович Мещеринов. Занятия с ними мне очень помогли, ведь на тот момент я только год играл на контрабасе. Благодаря им быстро продвинулся вперед.
– Какую роль в вашем профессиональном становлении сыграл ваш педагог – Александр Шило?
– С Александром Алексеевичем у нас очень хорошие, близкие отношения, и я до сих пор с ним занимаюсь. Всегда буду восхищаться своим педагогом, потому что он настоящий фанат своего дела. Один из немногих, кто проводит в классе все свое время. Я приходил к нему ежедневно, и мы занимались вместе по три-четыре часа в день.
Но главное, Александр Алексеевич умеет прививать любовь к своему инструменту. Я считаю, что он лучший педагог по контрабасу в России, поэтому после окончания консерватории в прошлом году я пошел к нему в магистратуру.
– Как человек, который занимается музыкой с пяти лет и продолжает это делать сейчас, в чем вы видите особенность музыкального образования в России?
– В России большое значение уделяется воспитанию солистов. Для сравнения: в Европе больше значения придают образованию оркестрантов. Там музыканты больше занимаются с другими музыкантами, изучают оркестровые трудности.
Я, например, люблю выступать именно с оркестром, но сольно. Когда ты играешь, а за спиной у тебя такая мощь, целый коллектив и дирижер – это очень вдохновляет музыканта. С пианистом, правда, играть проще, но с оркестром другой уровень.
– Как вы попали в проект «Музыкальная сборная России» Дома музыки?
– После «Сириуса» я играл во Всероссийском юношеском симфоническом оркестре под управлением Юрия Башмета. Для меня это был невероятный опыт, который помог мне увереннее чувствовать себя на сцене, и я решил попробоваться в проект Санкт-Петербургского Дома музыки. Попасть туда непросто: нужно пройти серьезное прослушивание, поэтому у меня не сразу это получилось, только на второй или третий раз. Я даже одно пропустил, так как выступал с оркестром Юрия Башмета. Меня тогда Александр Алексеевич очень ругал и говорил, что надо еще пробоваться. Видимо, он лучше меня понимал, что мне надо.
– Для выступления в «Сириусе» вы выбрали Первый Концерт для виолончели Дмитрия Шостаковича. Чем обусловлен этот выбор?
– В прошлом году я оканчивал консерваторию, и мы с Александром Алексеевичем выбирали что-нибудь интересное для экзаменов. Но большинство контрабасовых произведений, которые играют самостоятельно, я уже исполнял, поэтому педагог положил передо мной стопку виолончельных концертов и сказал изучать.Там были Камиль Сен-Санс, Людвиг ван Бетховен и многие другие, но я сразу обратил внимание на Дмитрия Шостаковича. Почему бы и нет? Меня очень вдохновляла мысль сыграть именно его произведение, и я не обращал внимание на трудности, хотя у виолончели другой строй струн. В результате я подготовил этот концерт и теперь, единственный и первый в мире, играю сольную партию виолончели на контрабасе.
– Что вы чувствуете, выступая в «Сириусе» на большой сцене?
– Для меня очень важно быть здесь. Программа в Образовательном центре мне многое дала, это был большой опыт интенсивной, напряженной и интересной работы. А еще в «Сириусе» я познакомился со своими лучшими друзьями и многими другими ребятами, с которыми до сих пор поддерживаю контакт. Многие из музыкантов той программы играют сейчас в молодежных оркестрах, участвуют в крупных конкурсах. Мы часто пересекаемся и очень хорошо общаемся. Видя все это, я понимаю, что в «Сириус» приезжают очень талантливые музыканты.
Когда я вернулся сюда, у меня была настоящая ностальгия. Я же помню, как все было здесь устроено тогда, в 2015 году, и могу сказать, как все сильно изменилось. Я хожу, все фотографирую и отправляю ребятам с программы. Особенно меня впечатлил строящийся Концертный зал, очень бы хотелось выступить на этой сцене.
– Как выпускник «Сириуса», скажите, почему юным музыкантам нужно приезжать на программы Образовательного центра?
– Именно в «Сириусе» можно получить мастер-классы от именитых педагогов, пообщаться с талантливыми ребятами, проверить свои музыкальные способности. Это также помогает в музыкальной социализации, показать свои опыт и мастерство ребятам со всей России. «Сириус» дает каждому то направление, в котором ему надо совершенствоваться, а это очень важно для правильного развития в своем деле.