help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

На апрельской программе «Литературное творчество: современный литературный поток» в рамках модуля «Литературный проект» участники программы разбирали с лекторами 5 реальных кейсов. Лекцию «Книжные фестивали. Как вырасти от волонтера до прожекта?» провела Ирина Иванова – исполнительный директор фестиваля «Книжный маяк Петербурга».
 
Книжные фестивали в современное время

 
Книжные фестивали – это площадка для продвижения чтения. Такой формат мероприятия дает возможность привлечь новую аудиторию и заинтересовать постоянных участников. Фестиваль создает пространство для диалога специалистов разных направлений, каждый может реализовать идеи.
 
Так, книжные фестивали поддерживают авторов. Многие начинающие писатели приезжают в тот крупный регион, где проводится фестиваль, и рассказывают о своей книге. В таком случае фестиваль становится трамплином. Также писатель может приехать в качестве зрителя и поучаствовать в мероприятиях, чтобы выбрать площадку для будущей презентации своего произведения.


 
Книжные фестивали готовы поддержать не только авторов, но и издательства. Для многих небольших компаний это возможность представить свою продукцию на широкую аудиторию и даже продать ее часть. Кроме того, книжный фестиваль очень важен для самого региона. Мероприятие выступает как площадка для демонстрации его культурного потенциала на федеральном и международном уровне.
 
Ярмарка, программа и спикеры
 
Книжные фестивали – мероприятие серьезное и разноплановое, и оно включает разные форматы. Прежде всего, у фестиваля есть своя программа. Она формируется за несколько месяцев до события и заранее публикуется на официальном сайте. Так потенциальный участник понимает, интересно ему там оказаться или нет. Обычно программа книжных фестивалей делается очень насыщенной: мастер-классы, семинары, лекции и, конечно, творческие встречи с писателями.
 
Не может пройти книжный фестиваль и без ярмарки. Организаторы обычно получают большое количество заявок от желающих продавать свою продукцию. Но подобные форматы требуют больших организационных усилий, и в первую очередь – застройки, логистики. Выставочные павильоны, импровизированные аудитории – это большая технологическая конструкция, для создания и обслуживания которой требуется много специалистов и времени.
 
Важна и публичная коммуникация. Когда организуется фестиваль, нужно выстроить грамотную и интересную для окружающих информационную повестку. Для этого нужен пул людей, которые могли бы быть интересны участникам. Так, например, в день торжественного открытия на фестивали часто приезжают администрация или федеральный чиновник, которые могут рассказать о развитии книжной отрасли в регионе.


 
Международный и российский опыт
 
Большинство книжных ярмарок проводят в «деловой сезон» – в середине осени или весны. По этой причине в первые недели октября проходит самый известный книжный фестиваль – Франкфуртская международная книжная ярмарка. На нее ежегодно толпами приезжают издатели, специалисты по продажам иностранных прав, иллюстраторы и туристы со всего мира. Также авторы и издатели с новыми идеями и проектами пытаются попасть на Лондонскую книжную ярмарку. На эту глобальную торговую площадку пробраться гораздо сложнее, так как на ней ведущие специалисты ведут крупные переговоры о правах, продают и распространяют контент через печатные, аудио-, теле-, кино- и цифровые каналы.

В России также проходят крупные фестивали на книжную тематику. Ежегодно в апреле и сентябре в павильонах ВДНХ проводится Московская международная книжная ярмарка. Она сопровождается культурной программой, в которую входят встречи с писателями, презентации книг, конференции и семинары. Большой популярностью пользуется и ярмарка интеллектуальной литературы non-fiction. Это общепризнанное крупное событие федерального масштаба, куда съезжаются издатели из разных регионов России: организована выставка новых книг, встреча с авторами и известными писателями.

Не остался в стороне и Санкт-Петербург. Там каждый год проходит международный книжный салон. Обычно он приурочен ко дню рождения города и проводится в огромных павильонах на Дворцовой площади.
 
Книжный маяк Петербурга
 
Фестиваль родился во время пандемии коронавируса, идея принадлежит Денису Котову – создателю книжной сети Петербурга «Буквоед». Однажды у него возникло предложение провести видеоконференцию для специалистов книжной сферы: издателей, авторов, членов книжного союза, крупных продавцов книг и тех, кто их печатает. После первых онлайн-мероприятий автор проекта и его команда поняли, что книжный фестиваль можно проводить не только очно, но и в интернете.  


 
Фестиваль «Книжный маяк Петербурга» проходит два раза в год 3 дня подряд: в начале октября и в конце февраля. Осенью фестиваль организовывают в формате on-life (во время мероприятий фокус делается на образовании, театре, кино), а зимой фестиваль устраивают в формате on-sound (художественное слово, поэзия, аудиокнига, подкасты).
 
Одна из главных площадок фестиваля – сеть открытых библиотек Петербурга. Многие из них расположены в особняках и концертных залах, но в большинство мероприятий сосредоточены на Невском проспекте: в Российской национальной библиотеке, Доме журналиста, Книжной лавке писателей, Доме голландской церкви и других.
 
Организаторы не ограничивают участников в форматах: проводятся дискуссии, конкурсы, встречи с авторами, мастер-классы. Много активностей устраивают в гибридном формате: и очно, и онлайн. Любой участник фестиваля может зайти на сайт фестиваля и узнать программу трансляций, выбрав для себя самое интересное.
 
В профессиональной сфере фестиваль считается площадкой, где можно сделать карьеру, реализовать свои идеи. Каждый желающий может прийти на фестиваль волонтером и понять, в каком направлении ему интересно работать. Благодаря практическому опыту он получает возможность карьерного роста. 

 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!