С 25 по 30 апреля в «Сириусе» проходит финал Всероссийской олимпиады школьников по биологии. Испытания состоят из теоретической и практической частей. Председатель Центральной предметно-методической комиссии, профессор кафедры биохимии биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор биологических наук Александр Рубцов рассказал о том, как составляются задачи для финала ВсОШ.
Задания для олимпиады придумывают специалисты Центральной предметно-методической комиссии, в состав которой входит около 20 человек. Это преподаватели и научные сотрудники МГУ имени Ломоносова, Санкт-Петербургского госуниверситета, научных институтов, а также бывшие участники и победители Всероссийской олимпиады школьников.
Биология как наука о жизни включает огромный пласт знаний: ботанику, зоологию, вирусологию, иммунологию, биоинформатику и другие направления. Почти все из них представлены в олимпиадных задачах.
«Работа по подготовке заданий начинается со сбора идей и предложений, которые мы все вместе оцениваем. Задания разные как по структуре, так и по степени сложности. Есть те, где достаточно уверенного знания школьного курса биологии. А есть такие, где нужны более глубокие знания. Главное, мы стараемся составить задания так, чтобы школьнику для их решения нужно было применить разные области научных знаний. Биология – это о междисциплинарности. Она связана и с химией, и с физикой, и математикой. Важно, чтобы через задания формировался общий кругозор и умение оперировать разными знаниями, логически мыслить», – отмечает Александр Рубцов.
А еще, как подчеркнул специалист, на олимпиаде встречаются очень объемные задания. Самое главное – их внимательно читать. Нередко уже в вопросе кроется часть ответа, но важны грамотный анализ и смекалка. За такие задания можно получить больше всего баллов.
«На практическом туре от школьника требуются не только знания, но и умение работать руками, пользоваться оборудованием, например, делать срезы растений и их зарисовку. При подготовке практических заданий мы учитываем особенности того региона, где будет проводиться олимпиада. В частности, мы нередко используем те растения и другие биологические объекты, которые характерны для той или иной территории», – отметил Александр Рубцов.
А еще на тематику заданий влияют научные открытия и общая картина мира.
«Например, в прошлом году в олимпиаду были включены задания, связанные с коронавирусом. Жизнь меняется, наука не стоит на месте. И, безусловно, школьникам интересно погружаться в актуальные задачи, новые методики», – отмечает Александр Рубцов.
В олимпиаде по биологии участвуют 297 школьников из 80 субъектов страны. Это учащиеся 9-11 классов. Задания для старших участников включают темы из молекулярной биологии, биохимии, биоинформатики, генетики. Итоги олимпиады будут подведены 30 апреля.