Вопросы дополнительного биологического образования детей стали одной из тем Всероссийского съезда учителей биологии «Развитие талантов каждого школьника в рамках научно-технологических приоритетов Российской Федерации». В связи со стремительным развитием наук о жизни, таких как биология, биохимия, биоинформатика, генетика и других, необходимо сформировать условия для распространения естественно-научных знаний среди школьников.
Естественные науки и биология переживают революционные изменения. Растет государственный и общественный интерес к результатам исследований, развиваются биотехнологические сектора в экономике, увеличивается запрос со стороны рынка на квалифицированные кадры. Уже сейчас совместно с учителями биологии необходимо готовить новые методики и образовательные форматы, которые бы готовили школьников к будущим изменениям.
В работе съезда приняли участие представители Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей, образованного 15 июня 1918 году как Биологическая станция юных любителей природы в Москве. Эта дата считается днем рождения дополнительного образования детей и юннатского движения в стране.
Федеральный центр – подведомственное учреждение Министерства просвещения Российской Федерации. Он является федеральным ресурсным центром по развитию дополнительного образования детей естественно-научной направленности и методически обеспечивает сеть региональных ресурсных центров, которые созданы в 82 субъектах. Центр создает, реализует и тиражирует дополнительные программы для детей и дополнительные профессиональные программы для повышения квалификации педагогов, проводит всероссийские уроки и другие мероприятия и конкурсы.
«На сегодняшний день перед нами в соответствии с федеральным проектом «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» стоит задача вовлечения как можно большего числа детей в программы дополнительного образования. И одним из приоритетов являются как раз биологические знания. Биология – это наука о жизни во всех ее проявлениях. Популяризация биологии в школах возможна через создание новой модели дополнительного образования естественно-научной направленности – экостанций, а также развитие высокооснащенных площадок – биоквантумов детских технопарков «Кванториум», – отметил заместитель директора по учебно-воспитательной работе Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей Владимир Менников.
В настоящее время создано 55 региональных экостанций в 54 субъектах. В 2022 году экостанции откроются в 4 регионах. Биоквантумы работают в 60 детских технопарках «Кванториум». На них школьники с помощью наставников смогут выбрать дополнительные программы по естественным наукам.
В соответствии с задачами, поставленными национальной программой «Образование», программами дополнительного образования к 2024 г должно быть охвачено 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет по всей стране.
Всероссийский съезд учителей биологии «Развитие талантов каждого школьника в рамках научно-технологических приоритетов Российской Федерации» проходит с 3 по 6 декабря на федеральной территории «Сириус» для 350 учителей из 70 регионов России, еще 1500 педагогов принимают участие в онлайн-формате. Заседания съезда посвящены вопросам преподавания естественнонаучных дисциплин в школе и развития талантов школьников в области естественных наук. Спикеры конференции обсуждают возможности академического партнерства ведущих научных центров со школами, проектной работы детей по наиболее востребованным направлениям подготовки. Организаторы съезда – Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Всероссийский институт генетических ресурсов растений (ВИР) имени Н. И. Вавилова при поддержке Минпросвещения России и Минобрнауки России.