Каждый гражданин России имеет возможность стать научным волонтером. В 2020 году в нашей стране начала работу первая интернет-платформа «Люди науки», на которой желающие могут выбрать проект и войти в команду по его реализации. Сегодня представлены разработки по разным направлениям: от медицины, биологии и космоса до истории и археологии.
Задачи и возможности популяризации проекта «Люди науки» обсудили во время Всероссийского съезда учителей биологии «Развитие талантов каждого школьника в рамках научно-технологических приоритетов Российской Федерации». Эксперты отметили, что многие задачи не требуют специальной подготовки, но без них научный проект не выполнить. Добровольцы становятся частью команды и выступают помощниками, своеобразными «руками» для ученых, у которых освободится время на дальнейшую обработку и анализ исследований.
Задачи, которые может выполнять научный волонтер, разноплановые: от изучения поведения шимпанзе и мониторинга качества воздуха до участия в археологической экспедиции и тестирования спецкостюмов и оборудования. Помощь нужна и биологам. Наиболее распространенный вид работы - это наблюдение и сбор первичных данных.
«Наверное, один из самых известных примеров научного волонтерства – это наблюдение за птицами. Наши знания о разнообразии птиц, распределении их миграции практически на 80% собраны орнитологами-любителями, которые в свободное от работы время занимаются наблюдениями, снимают фото и видео. Для людей это хобби, а для ученых – неоценимая помощь и необходимые материалы для исследований и экспериментов. И такой тандем приносит огромную пользу науке», – отметил заместитель директора Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н.И.Вавилова (ВИР) Алексей Заварзин.
ВИР стал одним из родоначальников проекта в части научного волонтерства в области растений. В прошлом году специалисты института запустили пилотный проект «Яблоки по науке».
«Школьники по всей стране искали неподалеку от своих школ и учреждений дополнительного образования яблони, фиксировали, какие плоды растут на деревьях, делали описания, а далее специалисты нашего института анализировали эти данные. Мы получили информацию, какие сорта распространены на той или иной территории страны. Своими силами мы бы не смогли собрать такой объем данных. Более того, теперь мы предметно знаем точки, куда нам было бы интересно направить экспедиции, чтобы провести дальнейшие исследования», – привел пример Алексей Заварзин.
В этом году проект получил продолжение. Теперь он называется «Плоды науки» и посвящен изучению не только яблонь, но и других видов плодовых деревьев и кустарников, за которыми наблюдают как школьники, так и другие научные волонтеры.
Отдельно на съезде биологов отметили пользу, которое научное волонтерство может принести школьникам. Ребята получают доступ к уникальным материалам и документам, которых нет в школьных учебниках, а самое главное – огромный практический опыт и основу для собственных проектов, которые в дальнейшем смогут представить на конкурсах или олимпиадах.
Кстати, портал действует и в обратную сторону. Ученые, которым нужна помощь волонтеров, также могут оставить свою заявку с описанием проекта.
Стать «человеком науки» можно, выбрав проект по интересам на портале citizen-science.ru. Для удобства здесь есть фильтры по регионам, научным областям и степени вовлеченности волонтера.
Всероссийский съезд учителей биологии «Развитие талантов каждого школьника в рамках научно-технологических приоритетов Российской Федерации» проходит с 3 по 6 декабря на федеральной территории «Сириус» для 350 учителей из 70 регионов России, еще 1500 педагогов принимают участие в онлайн-формате. Заседания съезда посвящены вопросам преподавания естественнонаучных дисциплин в школе и развития талантов школьников в области естественных наук. Спикеры конференции обсуждают возможности академического партнерства ведущих научных центров со школами, проектной работы детей по наиболее востребованным направлениям подготовки. Организаторы съезда – Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Всероссийский институт генетических ресурсов растений (ВИР) имени Н. И. Вавилова при поддержке Минпросвещения России и Минобрнауки России.