Ученик 11 класса из Орла Александр Черных, чтобы попасть в «Сириус» на «Большие вызовы», построил реактор для получения водородного топлива. Сейчас школьник в команде по направлению «Современная энергетика» решает задачу, поставленную Росатомом: разрабатывает макет атомной станции малой мощности для арктического региона.
Александр рассказал, что было самым трудным в создании водородного реактора и над чем его команда работает на «Больших вызовах».
– Как ты узнал о программе и с каким проектом участвовал в отборе?
– Об этой образовательной программе в «Сириусе» мне рассказал учитель. Изначально я не очень хотел участвовать в отборе, сомневался в своих силах, но меня убедили попробовать. Затем я долго работал с научным руководителем из регионального центра «Созвездие Орла» (центр работает по модели «Сириуса», – прим. ред.), она поддерживала меня, помогала. Однако делал я практически все сам: искал и читал теорию, составлял схему и собирал установку.
Мой проект заключался в создании и изучении работы реактора для получения водородного топлива. Хотя нужно сказать, что в результате работы реактора у меня выделялся не совсем водород, а гремучий газ, то есть смесь водорода и кислорода в соотношении 2 к 1. Для предотвращения опасных ситуаций я поставил в реактор пламегаситель, который не пропускал газ из горелки внутрь всей системы.
В качестве топлива в установке используется вода. То есть, понимаете, вы можете получить чистое топливо из воды путем электролиза!
– Что было самым трудным при создании реактора?
– Сложнее всего мне было работать с металлом, пришлось даже обращаться к людям с лазерными станками, чтобы вырезать детали. Но модель я просчитал и сделал сам: в основе ее лежат несколько разделенных пластин, похожих на конденсатор. Сейчас продолжаю работу над электронной начинкой, которая позволит прибору с минимальными затратами энергии разделять воду на водород и кислород.
– Чем ты занимаешься на «Больших вызовах»?
– Я атомщик, изучаю работу атомной электростанции на Крайнем Севере. Мы с командой анализируем проблемы современных АЭС, читаем про известные аварии и варианты их предотвращения и разрабатываем системы безопасности, которые не потребляют электричество.
– В чем заключается именно твоя роль?
– Я «разнорабочий», делаю самую разную работу. Но благодаря этому сейчас знаю о проекте намного больше, чем остальные.
– Как будет выглядеть ваш финальный продукт?
– Мы как раз думаем над этим. Скорее всего, напечатаем детали на 3D-принтере и постараемся сделать безопасный действующий макет малой атомной станции для Арктики.
Анастасия Ковалева, Высшая школа экономики