help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

У композитора Григория Гладкова много регалий: член Союза композиторов и Союза кинематографистов России, заслуженный деятель искусств РФ, но детям важнее, что он лично знаком с Хрюшей и Степашкой. На открытии летней программы «День в Сириусе» для умного отдыха детей во время каникул  музыкант выступил в Лицее «Сириус» с большим концертом. После него мы узнали у музыканта, как найти общий язык с детской публикой, отличаются ли современные дети от своих родителей и где в воспитании грань между дисциплиной и свободой.

– Григорий Васильевич, можно ли научиться работать с детьми на концертах так же, как вы, или это талант?

– Научиться можно, я уверен, что профессиональные аниматоры знают не меньше приемов. Сам я прошел три школы интерактива.

Первые уроки получил в детском саду, где мама работала заведующей яслями. Я учился в музыкальной школе по классу баяна, и мама часто просила помочь ей на утренниках. Тогда я и сочинять начал, потому что не все мог осилить по нотам – и, чтобы музыка не останавливалась, добавлял свои куски. Так напрактиковался, что мне уже неважно было: Соловьев-Седой, Бах, Дунаевский, Бетховен… Часть играю по нотам, часть от себя. Вот так, когда человека бросают в реальную жизнь, он должен найти выход.

Второй урок ­– участие в экспериментальном театре-клубе «Суббота», где я играл во время учебы в Ленинграде. Он был весь построен на интерактиве: со зрителями перетягивали канат, давали в зал гитару, пускали по рядам горящую спичку, у кого она погаснет – тот должен был о себе рассказать. Сейчас это профессиональный театр в Санкт-Петербурге.

Третий урок интерактива был в детской редакции Центрального телевидения, где я узнал много приемов. Интерактив помогает тем, что ты каждый раз делаешь новую программу: и песни звучат в другом порядке, и концерт не похож один на другой. Важно войти в состояние детства, дурачества, тогда встреча получится веселой и радостной.

– Как вы считаете, отличаются ли современные дети от тех, кто рос 30-40 лет назад?

– Я думал над этим и пришел к выводу, что до подросткового возраста ничем не отличаются, ни в одной стране, культуре, ни в одном поколении. Маленькие дети, видимо, близки к Богу, они открыты, радостны, счастливы. Есть День защиты детей, но больше не мы защищаем их, а они нас: от лжи, хандры, депрессии, предательства.

– Есть ли у вас какие-то правила и принципы воспитания детей?

– Детей надо хвалить и не ограничивать их мечты. Когда мой сын был маленьким, он подошел ко мне и сказал: «Папа, я бы хотел, чтобы у меня был трактор с большими колесами». Я ответил: «Сынок, великолепная идея! Я тоже в детстве хотел, чтобы у меня был трактор». Не стал его разубеждать, объяснять, что мы не сможем купить трактор, нам некуда его поставить. На следующий день он уже забыл об этом, но мне было важно, что он чувствовал во мне друга и мог довериться.

Или в другой раз подходит: «Папа, я хочу стекло разбить». Первая реакция взрослого – «Зачем? Нельзя!». Но я ответил: «Сынок, если бы ты знал, как мне в детстве хотелось стекло разбить!». Мы поехали по помойкам искать стекла. Полдня угробили, нашли старые рамы, разбил он эти стекла. Что-то же он в себе при этом освободил... Нам смешно, а для ребенка это серьезно.

– Каждый ли ребенок талантлив, и как этот талант найти и раскрыть?

– Каждый талантлив, да. Взрослые своим воспитанием это убивают: «Сюда нельзя, туда нельзя». Ребенок с детства знает эти табу и сам себе становится цензором, сам себя ограничивает. Где найти эту грань между дисциплиной и свободой?

Я сочиняю песни, шучу, дурачусь – такой большой ребенок. Видимо, моя мама-педагог, школа, где я учился, смогли найти подход ко мне персонально. Но у большинства людей эти таланты забиваются. Родители программируют ребенка на практическую профессию: «Зачем тебе эта балалайка? С ней денег не заработаешь». Потом женится и жена тоже: «Выкинь ты эту балалайку свою, иди пластиковые окна делай, как Колька, хоть что-то заработаешь». Можно ли этому противостоять? Я не знаю. Ребенок беззащитен, взрослый – диктатор.

В День защиты детей я вспоминал «10 заповедей для родителей» великого педагога Януша Корчака. Ближе всего мне десятая заповедь, в которой есть такие слова: «ребенок – это твой праздник, который пока с тобой».

– Вы первый раз в Сириусе? Каковы ваши впечатления и что еще хотелось бы добавить?

– Я восхищен. «Сириус» – это Царскосельский лицей XXI века, глаз и душа радуется. Когда я посетил Парк науки и искусства, возникла идея создать здесь вокальную студию и ставить детские мюзиклы. Было бы замечательно провести большой фестиваль детской мультипликации в «Сириусе». Еще бы посоветовал сделать клуб авторской песни, где бы дети пели под гитару. В авторской песне есть все витамины, которые нужны подросткам: и любовь, и романтика, и патриотизм. 

– Когда будет следующая встреча в Сириусе?

– Можно встречаться не только лично, но и виртуально, онлайн. Детей надо приучать к тому, что в интернете много пользы и возможностей. Главное помнить – ты хозяин компьютера и телефона, а не он – твой, ты находишься в интернете столько, сколько нужно, не больше. Мы можем организовать видеоконференцию, разобрать стихи и выяснить: удалось ли найти рифму к слову «Сириус».

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!