Этой весной педагогам по всей России пришлось переносить занятия в онлайн-пространство. Прошло больше месяца с начала дистанционных уроков, а процесс все еще сопряжен поиском удачных решений – чем заменить живое общение, как эффективно объяснить новый материал и сократить время проверки домашних заданий. Педагоги делают все возможное, чтобы наши дети продолжали двигаться по программе и качество образования не снижалось.
В школе «Сириуса» учеба продолжается в соответствии с образовательной программой. Ученики инженерно-математических, химико-биологических и общеобразовательных классов учатся дистанционно и по расписанию.
При переходе на удаленку выбор онлайн-площадок для многих стал главным вопросом. Чтобы помочь учителям, эксперты Центра создали Единую образовательную платформу. Сделать ее быстро позволил уже наработанный опыт. «Сириус» более двух лет развивает дистанционные курсы, интегрирует новые технологии в очное обучение, отбор на программы и постсопровождение выпускников.
Педагоги используют Skype, Zооm, YouTube, сервис вебинаров Webex, социальные сети, мессенджеры. Сервисы обеспечивают как фронтальный, так и индивидуальный опрос во время уроков.
Как эти ресурсы помогли наладить дистанционный образовательный процесс рассказали учителя школы «Сириуса».
Проблемы и решения
Проблема: ощутимо увеличилось время на подготовку к урокам, проверку домашних заданий и ответы на вопросы. Некоторые учителя работают с 8 до 20, а в выходные дни чуть поменьше.
Решение: автоматизировать все, что можно, и записывать видеоответы на частые вопросы.
Например, учитель биологии Алексей Аникаев отправляет своим ученикам проверочные задания в Google Forms. Баллы за работу сервис рассчитывает автоматически, а ребята сразу видят свой результат – это еще один плюс. Ссылка на формы публикуется на странице класса ВКонтакте – этой площадкой пользуются все ученики и нет необходимости отправлять каждому лично.
Google Forms можно использовать и для задач, и в экспресс-тестах для первичной проверки теоретических знаний.
Для объяснения ошибок, допущенных при выполнении работ, педагог записывает и монтирует видеообзор, публикует его на странице сообщества в ВКонтакте.
Алексей Аникаев за рабочим столом
«В процессе решения задач школьники сами заполняют Google-таблицу, где отмечают возникшие вопросы. Это помогает и в организационной работе, когда нужно следить, все ли выполнили задание. Потом на онлайн-уроке в Skype с помощью виртуальной доски iDroo мы разбираем вопросы. Конечно, охватить все тестами в Google Forms невозможно. Задачи по генетике, например, я отправляю заранее, а мне присылают отсканированные решения. Как показывает наша практика, достаточно просто попросить ребят делать качественные сканы или снимки. Ребята нумеруют фотографии, чтобы выстроить порядок файлов и помнят, что скан должен быть понятным учителю. У некоторых даже улучшается почерк», – говорит преподаватель.
Разбор решения задачи на доске iDroo и пример Google-таблицы, где ученики отмечают решенные задачи и оставляют вопросы
Кстати, многие учителя просят школьников делать конспекты параграфов учебника. Конечно, это самый распространенный способ структурирования информации. Эффективны ли конспекты в сегодняшних реалиях, когда у детей действительно много домашней работы? Учитель информатики Анна Чернобаева заменила классические конспекты на интеллект-карты – особый вид записи материалов в виде структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Интеллект-карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики, схемы. Школьники делают наброски общего видения ситуации и поэтапно детализируют ее. Такая визуализация помогает лучше запомнить информацию.
Интеллект-карта ученицы инжерно-математического класса школы «Сириус» Анны Маевой
Проблема: трудно оценить личный вклад ученика в решение задач. На самоизоляции родители почти всегда рядом и можно попросить у них помощи.
Решение: попросить родителей меньше помогать с домашними заданиями. Задача мам и пап, как и обычно, организовать режим дня ребенка, регламентировать время отбоя и подъема, пауз между уроками или выполнением заданий, чтобы ребенок не переутомлялся, следить за дедлайнами по сдаче домашней работы. Это поможет ребенку распределить время в течении недели и снизит родительский контроль учебного процесса.
Проблема: чем заменить живое общение?
Главная сложность с точки зрения качества образования на дистанте – отсутствие очных консультаций по домашним заданиям и новым темам.
Решение: выбрать одну основную страницу в социальных сетях для коммуникации и сбора всей учебной информации. Не делить архивы с материалами уроков, домашними заданиями и сервисами обратной связи. Единая площадка становится онлайн-классом, в котором дети могут почувствовать, что они вместе и учитель на связи, могут увидеть задание и сразу же его прокомментировать, а также ответить на комментарии одноклассников.
Например, учитель физики школы «Сириуса» Вера Кравец считает удобной площадкой для общения с учениками социальную сеть «ВКонтакте». Преподаватель создала отдельную группу для ребят. Вся учебная информация оперативно публикуется именно здесь. Практически в режиме 24/7 школьники получают актуальное расписание, подробный план каждого занятия на неделю и своеобразные «чек-листы», по которым могут проверять свое продвижение в обучении.
Учебная информация в группе появляется в виде опорных конспектов или развернутых документов, доступных для скачивания и использования. В этой же группе в личных сообщениях ученики могут получить консультацию педагога.
Школьники общаются на странице, обсуждают уроки, задачи, оставляют комментарии
На странице появляются интеллектуальные разминки. В таких мини-конкурсах у ребят появляется возможность расширить свои знания и немного выйти за рамки школьного параграфа.
«Учителю такой формат общения дает самое важное – возможность быстро получить обратную связь от учеников и скорректировать учебный процесс с учетом высказанных мнений. Мы используем группу не только для учебных материалов. Ребята отмечают, что страница дает им много позитивных эмоций, потому что тут приятно получить поздравление с днем рождения, с победой в конкурсе или олимпиаде, вспомнить забавные случаи или высказывания одноклассников. Это сплачивает», – рассказала Вера Кравец.
Плюсы тоже есть
Учеба в индивидуальном темпе
В классе атмосфера может быть тревожной для конкретного ребенка, если часть детей решают задачи и в целом учатся быстрее. Сейчас школьники выполняют задания дома в комфортном для себя темпе. Возможно, новые условия помогут школьникам увидеть, какие именно предметы интереснее, какие легче изучать, а где есть пробелы.
Собственная библиотека интерактивного учебного материала
Информацию для уроков учителя готовят в виде качественных презентаций или аудио/видео записей. В обычном режиме на новые форматы не всегда хватало времени, а теперь они необходимы. У каждого преподавателя сейчас появляется готовый учебный материал, который можно использовать в дальнейшем.
Самообразование учителей
Отбор материала, изучение новых возможностей электронных досок, планшетов со стилусами, платформ для дистанционного обучения – учителя расширяют свой инструментарий и наверняка это отзовется в будущем более качественными уроками.
Разнообразие форматов – творческий подход
Например, учитель информатики Анна Чернобаева электронные занятия размещает на платформе GoogleClassrom. Обычно урок включает в себя: видеоролик с кратким рассказом темы и задание для закрепления материала. Например, на прошлой неделе ученики 10 классов пробовали роли диджеев, дизайнеров интерьера, архивариусов и даже учителей. Ребята изучали, какое прикладное, системное ПО и системы программирования используют разные специалисты.
В апреле Образовательный центр «Сириус» запустил онлайн-марафон лекций и мастер-классов для школьников, студентов, родителей и преподавателей «Сириус.Дома». Преподаватель истории школы «Сириус» Владимир Беляков прочитал для проекта курс лекций об истории, а сейчас учитель делится информацией о Севере через online клуб «Легенды Арктики», который возглавляет более двух лет. Формат оказался востребованным аудиторией, жаждущей новых знаний, и продолжает развиваться. Открытый источник информации, всегда доступный в сети, используется ребятами для самообразования в удобное для себя время.
Продолжите список? :)