Ядром Ассоциации стал Образовательный центр «Сириус» и ведущие школы – его партнеры по организации образовательной деятельности. Объединение призвано содействовать распространению в регионах лучших педагогических практик, созданию в России единой системы для выявления, поддержки и обучения талантливых школьников, экспертизе и продвижению образовательных инициатив, в том числе нормативно-правовых актов.
Декларация об учреждении, состав участников и планы организационных и содержательных мероприятий Ассоциации были утверждены на III Всероссийской конференции «Путь к успеху: стратегии поддержки одаренных детей и молодежи», которая прошла в «Сириусе» 27-29 января. Результаты трехдневной сессии представили 29 января в 18.00 в заключительной части конференции.
По мнению инициаторов проекта, необходимо объединить организации с высоким уровнем активности и доверия друг к другу, чтобы каждый мотивированный и способный школьник страны получил доступ к качественному образованию вне зависимости от региона проживания.
«Без создания сети школ-партнеров невозможно влиять на массовое образование и науку. Наша Ассоциация не только призвана поддерживать своих членов, но и должна стать активным инициатором изменений, которые приведут к созданию новой системы образования и, как следствие, к изменениям в экономике, – рассказала Елена Шмелева, руководитель Фонда «Талант и успех». – Более того, мы планируем действительно влиять на правовые и социальные нормы, регулирующие сферу образования».
«Нужно принять меры, чтобы сократить огромный разрыв между специализированными и «массовыми» школами. В «Сириусе» работают преподаватели тех же самых ведущих школ, а мы должны создавать новые сущности (школы, региональные центры), в которых региональные учителя будут работать с региональными детьми», – пояснил Максим Пратусевич, директор Президентского физико-математического лицея № 239, на первом рабочем совещании по формированию Ассоциации, которое прошло 27 января в «Сириусе».
Для этого в рамках Ассоциации планируется развивать исследовательскую культуру школьников и педагогов, проработать систему социальных лифтов и программы повышения квалификации для преподавателей в регионах.
«Сейчас актуальна подготовка кадров для регионов с обязательством остаться в регионе – такие условия должна диктовать Ассоциация. В свою очередь, задача регионов – привлечь к себе кадры», – добавил Максим Пратусевич.
Фактически вокруг «Сириуса» уже сформирована сеть партнерских школ. С 2015 года Центр посетило более 3 800 ведущих педагогов, тренеров, ученых и деятелей искусства для проведения 315 профильных образовательных программ по науке, спорту и искусству для школьников со всей России. Задача – формализовать отношения между организациями.
В ближайших планах Ассоциации – активное участие в разработке и утверждении новых ФГОС, которое должно пройти в первом квартале 2019 года.
Ассоциация школ – партнеров «Сириуса» станет одним из инструментов Национального проекта «Образование». Особое внимание будет уделено развитию очных и дистанционных программ обучения одаренных школьников по математике и естественнонаучным дисциплинам. Однако авторы проекта рассчитывают также на изменение базового образования в направлении интеграции дисциплин, в том числе искусства и творчества, проектной деятельности и информационных технологий.
Руководителем Ассоциации избран заместитель руководителя Кавказского математического центра Адыгейского государственного университета Дауд Мамий. «Наша Ассоциация будет принципиально открыта для сотрудничества. Не стоит задача сформировать узкую группу «уважающих друг друга лидеров» – стоит задача вовлечь максимальное число педагогов, школ, организаций ДПО в развитие нашей образовательной системы», – прокомментировал он.
На первом этапе движущей силой Ассоциации будет Центр «Сириус» и 20 образовательных центров страны.