Новые модели и возможности Национального проекта «Образование» обсудили на пленарном заседании третьей конференции «Путь к успеху» 28 января в Образовательном центре «Сириус».
Главные вопросы пленарных сессий и основных экспертных панелей конференции связаны с подготовкой кадров в целях реализации Стратегии научно-технологического развития России и прежде всего включенных в нее национальных проектов «Образование» и «Наука».
Центром дискуссии 28 января стало пленарное заседание «Национальный проект «Образование»: новые модели и возможности».
В обсуждении приняли участие заместитель председателя Правительства Российской Федерации по вопросам социальной политики Татьяна Голикова, руководитель Фонда «Талант и успех», сопредседатель Центрального штаба ОНФ Елена Шмелева, помощник президента Российской Федерации Андрей Фурсенко, генеральный директор BIOCAD Дмитрий Морозов, советник генерального директора Фонда содействия инновациям Иван Бортник, депутат Государственной Думы, председатель Российского общества «Знание» Любовь Духанина, профессор Сколковского института науки и технологий Артем Оганов.
Обсуждая Национальный проект «Образование», эксперты сконцентрировались на формировании всеобщей системы выявления, развития и поддержки талантов и внедрении новых технологий обучения для развития у учеников базовых навыков.
«Мы полагаем, что систему образования можно считать успешной только когда она обеспечивает крепкую базу знаний по предметам и одновременно позволяет эффективно выявлять и развивать таланты каждого ребенка. Построение таких образовательных систем не вопрос отдельной школы или вуза – это цель совместных и согласованных действий всех участников социально-экономических отношений в регионе», – подчеркнула Елена Шмелева.
Основная цель Национального проекта «Образование» обозначена 204 указом Президента России: «необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитание гармонично-развитой и социально ответственной личности».
Национальный проект «Образование» включает в себя 10 федеральных проектов, которые охватывают все уровни образования, а также ряд направлений по выявлению талантливой молодежи, воспитанию личностных качеств, развитие творческого потенциала.
Благодаря новой системе финансирования, по словам Татьяны Голиковой, к нацпроекту сможет присоединиться каждый регион. Вместо 50% софинансирования из федерального бюджета регионы получат 90-95%. Всего в ближайшие 6 лет на эти цели из федерального бюджета выделят 723 миллиарда рублей.
В основе проекта пять целевых моделей: обеспечение профессионального роста педагогических работников, формирование цифровой образовательной среды, создание системы наставничества для учеников, вовлечение общественно-деловых объединений и работодателей в образовательную сферу и развитие систем дополнительного образования детей.
Так, например, в рамках одной из целевых моделей к 2024 году планируется создать 255 центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.
«Кадровые перемены во многом будут связаны с переходом к индивидуальной оценке профессионального мастерства, – отметила Татьяна Голикова. – Система по-прежнему в большинстве случаев лишь исполняет требование по подтверждению факта прохождения курсов. Это важно изменить. Деятельность центров, которые планируется создать, должна быть направлена на постоянные обновления и модернизацию образовательных программ, внедрение стажировок, проведение мероприятий по профмастерству».
По словам Татьяны Голиковой, Министерство просвещения зарегулирует все пять моделей нормативными актами, выполнение которых обсудит проектный комитет. Для каждой целевой модели сформируют конкретные указания по развитию соответствующих сфер или уровней образования: материально-технические решения, типовые дорожные карты, кадровое обеспечение, инфраструктурные решения.