help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

О том, что химия – это область чудес, в которой скрыто счастье человеческое, говорил еще Максим Горький. Эта фраза приобретает особый смысл, если увидеть, как с горящими глазами, увлеченно работают в лабораториях Научного парка «Сириус» ученики ноябрьской химической программы.

Ее организатор, Институт химии СПбГУ, готовил образовательный модуль 9 месяцев – с февраля этого года. Каких результатов удалось достичь, мы поговорили с руководителем программы, профессором СПбГУ Анной Карцовой.

– Анна Алексеевна, расскажите, пожалуйста, о наполнении этой образовательной программы?

– Эта образовательная программа проектная, когда дети включены в исследовательский процесс, когда они учатся ставить эксперимент, обрабатывать результат и осмысливать его. Наряду с выполнением исследовательских проектов прошли олимпиадные тренинги, эрудицион – решение изобретательских задач. Участники прослушали лекции приглашенных ученых. Кроме того, удалось всем вместе, тем, кто учит, и тем, кто учится, собраться на песенно-поэтический вечер. Ведь чем больше заполняется душа, тем больше свободного места в ней остается.

– Большой ли был конкурс среди желающих стать участниками?

– Около 800 поданных заявок, из которых было отобрано 70 участников. Отбор был очень жесткий по всей стране. Критериями оценки были олимпиады, интеллектуальные соревнования, научно-практические конференции. Таким образом, собрали очень сильную команду школьников.

– Вы собрали, наверное, самых сильных старшеклассников. Какие цели стояли перед вами как перед организаторами программы?

– Нам хотелось показать разные грани химической науки и постараться так сформировать расписание, чтобы школьники смогли максимально реализовать свой творческий потенциал. Очень важно, что участники выполняли экспериментальные исследования. Говорят, что сегодня у школьников практически исчезло «ощущение вещества». Несколько лет назад в Москве и Петербурге среди старшеклассников (выборка весьма представительная – 2000 человек) проводили опрос, в котором им предложили составить рейтинг любимых предметов. На последнем месте оказалась химия. Это поразительно, такая красивая, увлекательная наука! В то же время многое и понятно. Эксперимент практически ушел из школы, и его заменили подготовка к ЕГЭ, доска, мел. На нашей программе дети имели возможность своими руками ставить эксперимент, решать серьезные задачи. Не все получалось сразу, но так и должно быть. Зато какая радость, когда результат достигнут! Твой собственный результат!

– Темы проектов, над которыми работали школьники, выбирали их руководители. Какие это темы?

– Диапазон очень широк, всего у нас было 13 проектных групп. Например, две группы разными методами и подходами изучали состав различных образцов чая. В одном таком проекте определяли тяжелые металлы, в другом хроматографическими методами определяли антиоксиданты, которых в составе зеленого чая существенно больше, чем в черном. Сотрудники Института цветоводства в Сочи заинтересовались этим проектом и предоставили свои образцы с просьбой определить в них антиоксидантный состав. Школьники успешно справились с этой задачей. Участники другого проекта знакомились с принципами современного традиционного и микрореакторного органического синтеза, целенаправленного дизайна органических соединений, с теорией цветности.

– Если изучали теорию цветности, значит, что-то покрасили?

– Да! Школьники синтезировали целый ряд азокрасителей. Двое из участников защищали проект в рабочих халатах, окрашенных синтезированными красителями. Результат налицо! Не менее интересны и другие проекты: жидкофазный синтез металлоорганических каркасных структур и  комплексных катализаторов для замены более дорогих на основе металлов платиновой группы; выявление способов фальсификации документов методами оптической микроскопии; синтез кристаллов с важными для практического применения свойствами (изменение цвета, ферроэлектрические эффекты магнитной памяти и т. д.); создание пленок различной морфологии на поверхности титана как эффективный способ модификации поверхности, направленный на ускорение остеоинтеграции имплантатов на основе титана.

– Выборка тем действительно очень широкая. Все они были рассчитаны на практический результат?

– Работала и группа теоретиков, которая занималась компьютерным моделированием. Интересный проект был представлен от БИОКАДа – синтез гена бактериальной нуклеазы. Несмотря на то, что тема эта не совсем химическая, мы все-таки включили этот проект в нашу ноябрьскую смену. И не пожалели! Группа прекрасно выполнила свой проект, и это важно. Многие открытия, Нобелевские премии последних лет – на стыке наук.

 – Как прошла защита проектов?

– Мы провели научно-практическую конференцию. Преподаватели в оценке заслушанных проектов не участвовали. Школьники сами выбрали три лучших работы,  за свой проект не голосуя. Хотелось, чтобы участники не только выступали со своим проектом, но и постарались вникнуть в то, что сделали другие. Проекты по синтезу азокрасителей, по определению микроэлементов в чае и проект в области криминалистики были признаны лучшими. А преподаватели выделили 22 человека, которые в интеллектуальных соревнованиях и при выполнении исследовательских работ оказались чуть выше других.  

– Проекты защищены. Что дальше? Вы планируете поддерживать связь с участниками программы?

– Я вчера задала этот же вопрос руководителям проектов. Свои группы они будут продолжать курировать. Мы постараемся курировать дальше своих подопечных, их судьба теперь нам глубоко не безразлична.

– Довольны ли Вы тем, как прошла программа?

–Да. Все задуманное получилось, и даже несколько больше. Это связано в первую очередь с тем, что приехала беспроигрышная команда руководителей проектов и их помощников-волонтеров. Один из школьников на подведении итогов произнес: «Это лучший ноябрь в моей жизни». А вот что сказала другая участница ноябрьской смены: «Я просто захлебываюсь от счастья». За этот месяц произошло действительно очень многое. Мы интенсивно учились, и в один момент, где-то в середине программы, поняли, что нужно дать маленькую разрядку. И в один из вечеров мы все собрались на пятом этаже, где жила основная часть наших юных химиков. Начали со стихов, потом перешли к песням без какого-либо предварительно подготовленного сценария. Вечер  получился удивительный!

– А что нового для себя узнали Вы на этой программе?

– Мое главное открытие – это наша команда руководителей проектов и волонтеров. Я знала, что она надежная и профессиональная, но результат превзошел все ожидания. Это единомышленники, работающие с увлечением, уважением и вниманием к тем, кто выбрал их проект, и друг к другу.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!