help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

26 – 28 ноября в «Сириусе» проходила защита выпускных аттестационных работ слушателей программы переподготовки педагогических и управленческих кадров «Большие вызовы».

Сама программа уникальна, поскольку в ней впервые были объединены и систематизированы все передовые теории, практики и технологии выявления и развития одаренности в детском и юношеском возрасте. Не менее уникален контекст – новые технологии в организации образовательного процесса, продиктованные Стратегией научно-технологического развития России.

Об этом накануне, 27 ноября, в Совете при Президенте РФ по науке и образованию докладывала руководитель «Сириуса» Елена Шмелева.

«Чтобы готовить кадры для решения задач, поставленных президентом, – считает Елена Шмелева, – необходимо закладывать исследовательскую культуру в школе. Для этого нужного готовить учителей по принципиально другим программам. Чтобы вместе со школьниками они могли вести исследования по приоритетным для своего региона направлениям».

Старт программы был дан в марте этого года. Это значит, что без малого девять месяцев 250 педагогов из 60 регионов, среди которых были преподаватели биологии, информатики, математики, физики и химии, проходили установочные сессии, готовили методические разработки, знакомились с лучшими педагогическими практиками и передовыми организационными структурами в образовании, таким образом приближаясь к защите своих собственных выпускных работ.

Это был непростой, трудоемкий процесс, но вот что о нем рассказывают сами участники.

Любовь Прозоровская, старший преподаватель кафедры естественно-научного образования Нижегородского института развития образования. На защите опытный педагог представляла работу в секции «Формы и содержание работы с одаренными детьми в регионе», ориентированную на учителей физики и включающую 36 часов повышения квалификации.

«Я представила на защите методическую программу для школьных учителей-физиков, а на будущий год планирую работать над темой «Естественно-научное образование: перспективы работы с одаренными детьми». В нее уже будут интегрированы элементы дистанционного, очного и проектного образования».

Директор Института педагогики СПбГУ, доктор педагогических наук, профессор Елена Казакова, приехавшая на защиту в роли эксперта, высоко оценила итоги фактически экспериментальной программы и отнесла больше половины проектов к числу новаторских. На практике выходило так, что коллеги из регионов не только учились чему-то в «Сириусе», но и сами привозили сюда уникальный региональный опыт.

Так, коллеги из Томска отстаивали системный подход в разработке долгосрочной программы для целой группы образовательных учреждений. Юрий Хрипунов из Орла подробно рассказывал, как центр по работе с талантливыми школьниками успешно встроился в программу инновационного развития региона. Запомнился эксперту перспективный проект по современной педагогике – о том, как для педагога важно конструировать разумную задачу, как реализовать долгосрочную образовательную программу и есть ли принципиальные различия с краткосрочной, а также на чем должен строиться исследовательский проект для школьника.

Заместитель декана биологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Галина Белякова, также эксперт аттестационной комиссии, предложила поделить участников на две категории: тех, кто хочет заниматься подготовкой детей к высокорейтинговым соревнованиям, всероссийским олимпиадам, и тех, чьи работы были посвящены так называемым белым пятнам, то есть темам, изучение которых не очень хорошо представлено в школьных программах.

«Исследуя актуальные проблемы образования, педагоги повышали и свою квалификацию, собирая и систематизируя огромный объем информации. В обеих категориях были просто блестящие работы», – отметила Белякова.  

Защиты проходили как в индивидуальной, так и групповой форме, когда работу писали несколько авторов, представлявших междисциплинарные проекты, как например, по биохимии или по информатике-математике.

Междисциплинарность, проектные формы работы, цифровой формат обучения – вот только несколько тем, с которыми некоторые слушатели программы впервые познакомились в «Сириусе». Приятно осознавать, делились между собой участники, что настоящая педагогика отнюдь не закончилась, а только начинается. Но главное, как отмечают почти все собравшиеся в эти дни в «Сириусе» эксперты, это региональный компонент. Ценность методологии удваивается, когда подход перспективному решению проблем формируется с пониманием специфики региона.

Павел Казакевич, старший научный сотрудник лаборатории лазерной сварки Самарского филиала Физического института имени П.Н. Лебедева РАН преподает в самарском центре для одаренных детей. Однако свою программу Павел писал не столько ориентируясь на детей с талантом и одаренностью – с этого он начинал. Но после обучения на «Больших вызовах» его скорее интересует «тотальная перезагрузка» системы школьного образования.

«Программа помогла получить полное представление о том, как надо работать с талантами в регионах. И сейчас мы приступили к реализации новых амбициозных планов: если раньше ориентировались только на взаимодействие центров одаренных детей, то сейчас мы замахнулись на изменение образовательной системы всего региона», – подытожил Павел Казакевич.

Фактически его речь о том, как суметь наладить раннее включение наиболее заинтересованных школьников в актуальную для России научно-технологическую повестку. Школы не смогут успешно развивать учеников, если не наладят крепкую систему взаимодействия с региональными университетами, научными центрами и ведущими отраслевыми компаниями и производствами в регионах. О раннем включении школьников в решение больших задач говорили и на заседании Совета по науке при Президенте. Школа будущего возможна только с педагогами будущего, 250 из которых успешно защитили в «Сириусе» проекты выпускных аттестационных работ, бросив этим «большой вызов» прежде всего самим себе.  

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!