В «Сириусе» участникам образовательных программ предлагается большой выбор вечерних событий. К ним относится и клубный день. Стажеры выбирают себе клуб по душе и занимаются в нем в течение трех недель. В «Artкухне», например, можно научиться рассказывать занятные истории в картинках, в лаборатории биохакинга – построить собственную установку для производства альтернативных материалов. Но одним из самых популярных у школьников считается клуб гончарного мастерства. О том, почему глина так притягательна и чем занимаются стажеры на встречах, рассказывает руководитель клуба Антон Курлянчиков.
– Ваш клуб является одним из самых популярных у стажеров. Чем объясняется такой интерес?
– Думаю, популярность нашего клуба напрямую связанна с тем, что мы работаем с глиной. Это близкий и интуитивно понятный человеку материал, возможно, поэтому керамика так популярна во все времена. Со стороны работа мастера на гончарном круге похожа на волшебство, и только поработав самостоятельно, люди понимают, что это в первую очередь кропотливый труд.
– Как выстраивается работа клуба?
– В рамках смены у ребят есть пять практических занятий. За это время невозможно научиться гончарному ремеслу, но можно познакомиться с материалами, принципами и этапами работы, освоить основные приемы работы на круге. Участники тренируются и выполняют на выбор небольшие работы – пиалы, кружки, тарелки, горшочки. Полученный опыт помогает реализовать коллективный проект, которому посвящены два занятия в образовательной программе. Идея проекта обычно рождается в обсуждении разных приемов работы, возможностях материалов, если проект слишком сложный, то мы объединяем клубы росписи керамики и гончарного ремесла. Иногда в реализации сложных проектов участвуют несколько смен, передавая идеи художественного замысла и часть сложных технологических процессов следующей смене. Финальным этапом является фестиваль клубов, участники оформляют выставку своих работ, рассказывают об идее и этапах их выполнения, делятся эмоциями. Большую часть учебных работ ребята увозят домой, а итоговые проекты пополняют выставку в нашей мастерской.
– Чувствуется ли разница между работами участников спорта, литературного творчества, науки и искусства (выбор формы, цвета и тд.)?
– Бесспорно, знания направления искусства помогают ребятам в реализации своих творческих замыслов, но сложные технологические моменты и особенности материала поддаются всем одинаково сложно. В учебных работах разницы почти нет. Практически все участники клуба не имеют самостоятельного опыта в гончарном деле и навыков изготовления керамики. На первых занятиях они отрабатывают технику и приемы. Индивидуальность больше проявляется в творческих работах и декоре.
– Какие работы были самыми запоминающимися и почему?
– На мой взгляд самыми запоминающимися работами являются коллективные проекты в них вложено очень много труда, времени, большое количество идей всего коллектива. Дружная, теплая, творческая обстановка способствует созданию коллективного произведения искусства.
– Можно ли сказать, что это занятие – своего рода медитация? Почему?
– Много факторов во время работы с глиной позволяет назвать занятие медитативным. Глина – это тот материал, который по своим свойствам пластики практически не ограничивает мастера, учащегося. Она позволяет почувствовать себя создателем (Демиургом) и даже в шумном, многолюдном помещении она позволяет учащемуся сосредоточится над кропотливыми и творческими процессами и почувствовать себя наедине с материалом. Также сильно завораживает вращение гончарного круга, легкое скольжения глины в руках и быстро меняющиеся формы от воздействия рук мастера. Главное почувствовать удовольствие от самого процесса и понимать, что моментальный результат в керамике невозможен, терпение и труд необходим в каждом деле.
– Есть такое высказывание: «Из сосуда может вылиться только то, что в нем было» – можно ли это утверждение применить к авторам работ? Как отражаются особенности характера учащегося на его кувшинах работах?
– Думаю, это утверждение частично применимо к авторам работ, так как изготовленное изделие оказывает на мастера ровно такое же влияние, какое он оказывает на материал, с которым работает. Мастер или учащийся постоянно оттачивает и совершенствует свое мастерство, наполняя свой сосуд новыми знаниями и навыками. В любых творческих работах можно увидеть характер автора, и керамика не исключение. Здесь характер проявляется не только в выборе формы и декора, но и в самом подходе к материалу. За тысячелетия люди придумали множество способов работы с глиной, и этот процесс не прекращается и сегодня. Глина же позволяет открыть в каждом учащемся что-то новое, полностью открыть свой потенциал и постоянно совершенствоваться.