«Если ты не проникся произведением, которое играешь – ты плохой музыкант. Если ты не смог растрогать зрителя, исполняя чувственное сочинение и не научился держать себя на сцене – ты опять плохой музыкант», – шутят участники ноябрьской образовательной программы по направлению «Музыкально-исполнительское искусство». В «Сириусе» у ребят завершился цикл мастер-классов по «Сценическому мастерству».
Обычно актеров на уроках сценического мастерства учат: не всякое движение на сцене становится знаком, выражающим состояние души и мысли, а лишь то, которое осознанно выстроено на репетициях и освоено как необходимое действие. Нужно уходить от автоматизма в движении, передавать точность жеста, выстраивать пластический диалог с партнером и добиваться максимальной выразительности. Но должны ли учиться сценическому движению музыканты? Есть ли драма в концертах? Как вкупе с ритмом и мелодией передать глубинные смыслы и настроения – мимикой, жестами? «Без всех этих слагаемых актерской и сценической техники, хорошим артистом не стать», – говорят ребята.
«Становится артистами» юных музыкантов учила режиссер и педагог актерского мастерства Театра Юношеского Творчества «Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных» Юлия Круглова.
– Мне важно, чтобы они могли ощущать себя на сцене свободно и не становились заложниками своих волнений. Это ведь самое сложное: сохранить спокойствие, когда на тебя оценивающе и пристально смотрят. Не зажаться, не испугаться, а суметь вместе с музыкой, невербально, объяснить свои душевные порывы и чувства, это – настоящее мастерство, которым должен владеть каждый музыкант, – отмечает педагог.
И действительно, на репетициях музыканты не только разучивают партии, они готовятся стать посредниками между композитором и аудиторией: обдумывают образы, занимаются поисками, как говорил Станиславский, «механизмов видения, созерцания, просматривания». Вот почему сценическое искусство исполнителя так тесно связано с мастерством художественно-сценического мышления.
– Сегодня я училась держаться, расслабляться на сцене, а главное – контактировать с аудиторией, вживаться в образы. Я четко понимаю, зачем это необходимо музыканту. Я играю на фортепиано, и мне нужно уметь «выдавать настроение». Если играю джаз, то создавать атмосферу яркого ритма и особой динамики, если романтику – чувственности и вдохновленности. То есть, должна не только механически проигрывать то или иное сочинение, но и заставлять аудиторию проживать его вместе со мной. Надеюсь, у меня получается, – подытожила Евгения Богородская (12 лет, Волгоград).