help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Зачем математику или физику литература? Этот вопрос председатель Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по литературе, член Общественного совета Министерства образования и науки РФ, главный редактор журнала «Литература» и педагог Школы-студии МХАТ Сергей Волков слышал не раз. Для него и его коллег, преподающих в «Сириусе», вполне очевидным является то, что образованный человек, кем бы он ни был – ученым, спортсменом или представителем искусства, должен знать литературу, уметь в ней разбираться и воспринимать чтение как источник радости, интереса и знания.

С этим посылом он обратился и к юным математикам-участникам ноябрьской образовательной программы «Сириуса». «Филология для науки» – так звучало название его лекции, а по сути живого разговора о жизни, о вечном конфликте добра и зла, чести и бесчестия, величия и низости человека, духовного богатства и оскудения личности.

Предметом обсуждения стал один из ранних рассказов Василия Аксенова «Победа», он о поединке гроссмейстера со случайным попутчиком в поезде. «Я хотел, чтобы на этом примере ребята увидели, что победа сама по себе вещь сложная и желание одержать ее любой ценой – не всегда верное. Очень часто на кон победы ставится вся человеческая жизнь и нужно уметь проигрывать, уметь уступать первенство другому. Иными словами – подниматься над самой идеей победы и проигрыша», – говорит Сергей Волков.

Но «Победа» для лекции была выбрана еще и потому, что этот рассказ можно и нужно читать вслух, так он воспринимается гораздо живей, стирая границы между реальными и шахматными коллизиями. И сами того не замечая, ребята, читая вслух сами и слушая других, целиком погрузились в повествование. 

«В купе скорого поезда гроссмейстер играл в шахматы со случайным спутником. Этот человек сразу узнал гроссмейстера, когда тот вошел в купе, сразу загорелся немыслимым желанием немыслимой победы над гроссмейстером. «Мало ли что, – думал он, бросая на гроссмейстера лукавые узнающие взгляды, – мало ли что, подумаешь, хиляк какой-то».

Гроссмейстер сразу понял, что его узнали, и с тоской смирился: двух партий по крайней мере не избежать. Он тоже сразу узнал тип этого человека. Порой из окон Шахматного клуба на Гоголевском бульваре он видел розовые крутые лбы таких людей.

Когда поезд тронулся, спутник гроссмейстера с наивной хитростью потянулся и равнодушно спросил:

 – В шахматишки, что ли, сыграем, товарищ?

 – Да, пожалуй, - пробормотал гроссмейстер…»

«Мы сразу представили, с каким трудом гроссмейстеру далась эта партия! Понятно, что в «Победе» гораздо больше смыслов, чем кажется на первый взгляд. Очень забавно было наблюдать за самодовольным героем, который так и не осознал своего поражения и был горд исходом игры. Но вместе с тем мы не сразу поняли, почему гроссмейстер так легко отказался от своей победы, поддался противнику, да еще подарил ему золотой жетон», – рассказывали ребята.

Педагог объяснил: гроссмейстер выстроил великолепную партию – тонкую и филигранную. Возможно, для него это самое главное – идеальные комбинации, игра ради игры. Но ирония в том, что, подарив противнику выигрыш и жетон, гроссмейстер демонстрирует истинное превосходство над «победителем». «И это понятно: господин Г.О. – человек не из приятных, отталкивающий, невоспитанный», – делится наблюдениями Анастасия Шерстюгина, город Волжский, 14 лет, направление «Наука».  Настя говорит, что раньше ей не доводилось читать этот рассказ Аксенова, и она признательна Сергею Владимировичу за то, что он выбрал для встречи с ребятами именно это произведение: «Во-первых, мне очень нравится педагог – я знаю, что с ним всегда интересно. Во-вторых, сама «Победа» заставила о многом задуматься. И это здорово».

Рассказ Аксенова завершают слова главного героя о том, что он заказал уже много золотых жетонов своим будущим победителям и постоянно будет пополнять запасы. А значит, впереди у гроссмейстера долгая жизнь, большая и увлекательная, как партия в шахматы.

Долгая и увлекательная жизнь и у воспитанников «Сириуса», им еще предстоит познать радость побед и горечь неудач, и важно, чтобы в этом стремлении к победе, они в первую очередь руководствовались главными человеческими ценностями.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!