help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

В «Сириусе» с циклом лекций выступил Александр Максов, заведующий литературной частью Московского областного театра балета «Театр балета «Русский балет». Член Союза театральных деятелей России, Международного союза музыкальных деятелей, Российской хореографической ассоциации, Международного Совета Танца (ЮНЕСКО); эксперт многочисленных советов по присуждению премий, Лауреат итальянской премии «Premio Roma».

Балетный театр занимает в российской культуре особое место. Зародившийся во второй половине XVI века как придворное развлечение, он перерос в подлинное искусство.  О формировании, преемственности и закономерностях развития основных этапов зарубежной и отечественной хореографии, воспитанникам направления «Искусство» на одной из своих лекций рассказал Александр Максов.

– Александр Игоревич, о чем Вы планировали поговорить с воспитанниками российских балетных школ, собравшихся в «Сириусе»?

– О «Щелкунчике», и, поскольку грядет 200-летний юбилей выдающегося мастера хореографии Мариуса Петипа – о легендарной «Баядерке».

– Но Вы решили изменить программу…

– На лекциях мне важно получать от присутствующих встречи обратную связь, понимать, что им интересно и важно узнать. Поэтому, после общения с воспитанниками, я немного расширил программу. Мы прошлись по разным темам истории хореографического искусства. Я рассказывал о первобытных танцах, о танцах средневековья, которое принято считать эпохой зарождения балета, о его формировании в XVIII веке в самостоятельное искусство, об отражении в балете XIX века эпохи романтизма. И конечно же, описывая основные вехи истории балета, нельзя было не обратиться к легендарным постановкам и великим балеринам, которые вдохнули в них красоту и изящество.

– Вы привезли с собой видеозапись балета, восстановленного на сцене Большого театра в первозданном виде. Что это за постановка?

– «Корсар» или, если точнее, его историческая реконструкция. Юрий Бурлака, известный хореограф, прославившийся прежде всего, как знаток и реставратор старинных балетов, по уцелевшим архивным записям и эскизам восстановил на главной сцене страны романтическую историю о морском разбойнике и его прекрасной возлюбленной. Это роскошный спектакль – чего стоит только грандиозная финальная сцена, в которой налетевшая буря раскалывает пополам девятиметровый корабль и рвет в клочья паруса… Бурлака смог восстановить изумительной красоты танцы в картине «Оживленного сада». В постановке – прекрасные сценические эффекты и потрясающие ансамбли кордебалета.

– Если бы Вы могли задержаться в «Сириусе» подольше, о чем бы еще поговорили с ребятами?    

– Я бы хотел поговорить о театре Юрия Григоровича: это мощнейшая фигура в нашей культуре, выдающийся хореограф ХХ века, который создал оригинальные спектакли и осуществил на сцене гениальное прочтение русской балетной классики. Его «Легенда о любви» действительно стала легендарной. Больше, чем балет в общепринятом понимании жанра, постановка вот уже несколько десятилетий считается совершеннством. Также нельзя не упомянуть о том, как лучшие традиции Петипа воплощены балетмейстером в его творчестве.

– Здесь, конечно же, нужно сказать и о «Каменном цветке», и вообще о балетах советской эпохи?

– Конечно. С «Каменного цветка» началась эра советской хореографии. Это особая эстетика, которая нашла отражение в таких потрясающих постановках, как «Ангара» (балет о сибирской рабочей молодежи, занимающий особое место в работах Григоровича), и «Иван Грозный» – история России в балетном жанре. Настоящий хореографический шедевр.

– Сегодня во всем мире гремит имя российского реформатора классического балета Бориса Эйфмана.

– Да, и это тоже очень важная тема, особенно для воспитанников их возраста. Мне кажется, было бы интересно поговорить с ними о театре Эйфмана. Безусловно, они прекрасно знают всемирно известного балетмейстера, тем более, о нем невозможно не слышать (он сейчас очень много и интенсивно работает). Но я бы хотел познакомить ребят с ним ближе. Главным образом, с одной из самых громких его постановок - балетом «Роден». Это балет о великом французском скульпторе и его ученице – юной Камилле Клодель.

 С слушателями постарше можно было бы поговорить и о спектакле «По ту сторону греха.  тоже очень эмоциональный и интеллектуальный спектакль, поставленный по «Братьям Карамазовым» Достоевского. И прекрасный повод поговорить об удивительных артистах татра Бориса Эйфмана. Например, Олеге Габышеве.

– Насколько вы считаете правильным раннее знакомство воспитанников направления «Искусство» с современным авангардным балетом?

– Я не поклонник современного авангардного балета. Он условный, многое в нем заимствовано, не высокохудожественно, пессимистично по своему посылу и настроению. То есть, современный танец часто не достигает тех глубин души, до которых может достучаться классический балет, либо балет, который делают Григорович и Эйфман.

– Неужели среди прочих нет настоящих жемчужин?

– Есть, конечно, и талантливые хореографы, которых более чем уместно упоминать в разговоре о современном балете. Это Марта Грэм, одна из основоположниц техники танца модерн, Иржи Килиан, чьи постановки вошли в репертуар театров и балетных трупп многих стран мира, это виртуозный хореограф и идеолог современного танца – знаменитая Пина Бауш, которой, увы, не стало несколько лет назад. На западе рождались потрясающие постановки у Ролана Пети (реформатора послевоенного французского балета) и у Мерса Каннингема (одного из лидеров современного авангардного искусства).

В России корифеями современного балета можно считать новаторов Леонида Якобсона и Касьяна Голейзовского, которые создали свою, совершенно новую стилистику балета, другую эстетику. О современном танце, конечно лучше рассказывать на их примере.

– Но формирование хорошего балетного вкуса все же начинается с классики?

– Безусловно. Мы должны воспитать в юных танцовщиках чувство гордости за достижения отечественного балета. Ребята, с которыми я встречался на лекциях – еще маленькие, их нужно слегка направлять, а дальше они уже сами сформируют широкий кругозор и чувство вкуса. Как сказал Карл Маркс: «для того, чтобы понимать искусство, надо быть художественно образованным человеком». И в «Сириусе», как я вижу, эта задача прекрасно выполняется.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!