Образовательная программа по направлению «Искусство» в сентябре принимает воспитанников трех балетных школ: Казанского хореографического училища, Краснодарского хореографического училища и Саратовского областного колледжа искусств. В «Сириусе» с юными артистами балета занимаются ведущие педагоги Московской государственной академии хореографии.
Накануне участникам направления провела серию мастер-классов старший преподаватель кафедры классического танца МГАХ Людмила Васильевна Коваленко.
В Академии хореографии классическому танцу учат не менее восьми лет. Он, как важнейшая дисциплина в профессиональной подготовке артистов балета, стал неотъемлемой частью отечественной балетной культуры. Считается, что танцовщик, воспитанный на классическом экзерсисе, сможет станцевать все.
– Чистый классический танец – это система художественного мышления, которая становится в руках исполнителя чутким инструментом, – говорит Людмила Коваленко своим ученицам. «Своими» они стали для нее с первого дня знакомства в балетных классах «Сириуса».
«Когда видишь тот живой интерес, с которым работают воспитанницы, начинаешь ими по-настоящему восхищаться», – поясняет педагог. О том, что хореографическое искусство – это не только талант, но еще большая сила воли и жёсткая дисциплина, она рассказала в интервью.
– Людмила Васильевна, мастер-классы по классическому танцу ребята ждали с первого дня и были готовы к любым трудностям. Оправдывают ли они Ваши ожидания?
– Безусловно. Как всегда бывает в классах, они все разные: кому-то упражнения даются проще, кому-то приходится прилагать больше усилий. Но все они – совершенно трудолюбивые и старательные. А это признак успешности.
– Юные артисты понимают, в чем особенность и уникальность дисциплины «Классический танец»?
– Они понимают это хорошо. Классический танец создает гармонию тела, делает его подвижным и прекрасным. Это фундамент, без которого невозможно овладеть профессией. Благодаря классической основе, различные виды хореографии обретают особую красоту и грацию.
– Как Вы строите работу с участниками направления?
– Воспитанники только пришли с каникул (это не значит, что они потеряли форму: растяжку и прыжки оттачивали дома самостоятельно). Но начинать новый учебный год следует с повторения и закрепления. Мы успеем разобрать и выучить новые движения, но первые несколько занятий следует посвятить изученному ранее материалу. Они еще маленькие – перешли во второй класс, им важно напомнить, как правильно держать корпус, голову, руки и ноги.
Вторая группа, с которой я занимаюсь – учащиеся пятого года обучения по хореографии. Движения, которые нам предстоит освоить, едва поместились на трех листах. Но, как и в первом случае, мы начали с повторения последних уроков прошлого учебного года, и вот сегодня я начала вводить новые элементы.
– Они сложные?
– Там нет ничего сверхсложного: к этим движениям их подготавливали в предыдущем классе, поэтому они имеют о них представление и хорошо справляются.
– Допускаете ли Вы в работе с воспитанниками творческие эксперименты или идете четко по выстроенному учебному плану?
– Творческие эксперименты заключаются в личных наработках каждого педагога, в его методах и подходе. У каждого своя специфика работы: как подвести воспитанника к четкому выполнению того или иного движения (например, как быстро встать на полупальцы или закрепить спину), к какой тактике прибегнуть, чтобы он смог раскрыть себя. Все это входит в методику преподавания.
– А как Вы помогаете юным артистам балета раскрыть себя?
– Главное – не оказывать на них никакого давления. Каждый ребенок индивидуален, каждый – сложившаяся личность и это всегда нужно учитывать. Конечно – поддерживать и мотивировать, особенно если он старательный. Не перехваливать, указывать на ошибки, недоработки и советовать, как можно их исправить. Заниматься много и усердно. А когда станет заметно, что у воспитанника все получается – отметить хорошую работу.
– Есть ли у Вас профессиональные напутствия для воспитанников направления?
– Они настолько неординарные, трудолюбивые и любящие свое дело, что им напутствия не нужны. Я вижу, как они днями напролет готовы оттачивать технику, растягиваться и гнуться, лишь бы достигнуть поставленной цели. Это не может не восхищать. Поэтому я просто хочу пожелать, чтобы у каждого юного артиста, с которым я познакомилась в «Сириусе», все профессионально сложилось в этом необыкновенно прекрасном и сложном искусстве.