Томский региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, работающий по модели «Сириуса», сопровождает в своем регионе студии проекта «Уроки настоящего». В Томской области их уже более двадцати. В 2021–2022 годах регион вошел в число лидеров по организации новых сообществ. Неоднократно томские школьники предлагали лучшие решения задач, над которыми работали в рамках проекта. За время реализации проекта томские студии предложили лучшие решения в 13 циклах. Добиться успеха им помогает в том числе информационная, организационная, методическая и экспертная поддержка Томского регионального центра. Советами о том, как выстроить работу студий «Уроков настоящего», делится директор регионального центра Надежда Лыжина.
Сопровождение, обмен опытом и привлечение экспертов
В 2022 году региональный центр развития образования Томской области впервые в России провел семидневную региональную смену-интенсив для студий, которые впервые включились в проект «Уроки настоящего». В образовательном интенсиве приняли участие 50 школьников из 11 студий. Ребят учили, как работать в команде и выстраивать работу над задачей. Для наглядности представителей местных вузов попросили дать командам модельные задачи, на которых школьники тренировались поэтапно выстраивать работу. Студийцы приняли участие в тренингах на командообразование, профориентационных экскурсиях, онлайн-встречах с федеральными экспертами «Уроков настоящего», учились грамотно оформлять презентации, выступать перед аудиторией. Педагоги получили советы о том, как курировать студии, какая помощь необходима командам на разных этапах реализации задачи, как привлекать экспертов, и рассмотрели другие нюансы. Первые результаты смены не заставили себя долго ждать – уже в ноябре студия Томского физико-технического лицея стала победителем цикла от РЖД.
В 2022 году в Томской области к проекту «Уроки настоящего» присоединились школы, которые впервые открыли на своей базе студии. Регцентр готов оказывать им помощь не только в рамках таких образовательных интенсивов, но и сопровождать ребят в течение всего годового цикла реализации проекта.
«Наш центр с самого старта реализации проекта “Уроки настоящего” занимается сопровождением каждой студии в течение года. Школьники и педагоги знают, что могут обратиться к нам в любой момент, и мы поможем им найти эксперта или консультанта для решения того или иного цикла. В каких-то случаях на помощь приходят специалисты нашего центра. В случае наличия вопросов по узкоспециализированным задачам мы привлекаем наших партнеров – представителей университетов, бизнеса, производства. Статус студий в Томской области закрепляется на учебный год распоряжением Департамента общего образования Томской области. Также у нас есть практика регионального зачета, впервые реализованная именно в Томской области. Перед тем, как отправить решение на федеральную экспертизу, участники направляют его региональным экспертам и получают от них рекомендации и советы, при необходимости дорабатывают решение. Это в том числе создает равные условия студиям и из областного центра, и командам из отдаленных муниципалитетов», – говорит Надежда Лыжина.
Так, студия школы № 7 города Колпашево Томской области в 2020 году работала над задачей от компании «Сибур». В рамках цикла студии попросили разработать систему экологических мероприятий и предложить свои решения по раздельному сбору мусора.
«В Томской области на базе образовательных организаций много лет успешно действуют центры экологического образования. При решении задачи цикла школьники успешно использовали их потенциал. Итогом совместной работы стала серия экологических уроков, которые разработали дети. Ребята пригласили на эти уроки других школьников из Колпашевского района, а затем презентовали общую концепцию “Сибуру”. Решение этой студии было признано лучшим. Со студиями в рамках проекта “Уроки настоящего» сотрудничают специалисты томских вузов, Информационного центра по атомной энергии и иных партнерских организаций», – отмечает Надежда Лыжина.
Одним из важнейших этапов работы является информирование. Когда «Сириус» объявляет о начале нового цикла, регцентр Томской области и эксперты «Уроков настоящего» в регионе стараются заинтересовать проектом как можно больше школ. Для этого задействуют разные ресурсы: официальные сайты, в том числе регионального Департамента общего образования, СМИ, социальные сети.
Еще одним механизмом реализации проекта является обмен опытом. В конце года Томский региональный центр проводит итоговую встречу, где встречаются школьники и педагоги разных студий. Участники проекта рассказывают о том, как искали решение той или иной задачи, какие использовали механизмы, с какими сложностями сталкивались при решении кейсов. В обсуждениях участвуют и представители студий из других регионов.
Наши советы студиям проекта «Уроки настоящего»:
– Старайтесь грамотно разделять полномочия студийцев, грамотно организуйте работу в команде.
– Не стесняйтесь обращаться к региональным и федеральным экспертам, кураторам проекта от регцентра.
– Организуйте взаимодействие с другими студиями, советуйтесь, перенимайте опыт и знания, это поможет и продвинет вас при решении задачи.
– Тратьте существенно больше времени на решение основной выбранной вами задачи, не пытайтесь выполнить одинаково качественно абсолютно все задания цикла – расставляйте приоритеты.
– В рамках решения задачи старайтесь сделать больше, чем вас просят, будьте креативными.
– Ведите интернет-ресурсы студии, фиксируйте все, что делаете!
– Не останавливайтесь и не опускайте руки, если не получается сразу побеждать, помните, что «Уроки настоящего» – это отличный опыт для вас, это задачи высокого уровня сложности, опыт в решении которых вам точно пригодится в учебе и жизни!
Всероссийский проект «Уроки настоящего» – это дистанционная программа Образовательного центра «Сириус», направленная на знакомство учеников 7–11-х классов с лидерами науки и производства и решение научно-технологических проектных задач на базе школьных студий. Студии открываются в сентябре и подводят итоги работы в мае. Проект проходит восемь образовательных циклов за один учебный год. Каждый месяц студийцы решают один кейс и затем выкладывают результаты работы на платформе «Сириус.Курсы». Далее представители компании-заказчика определяют лучшее решение среди школьных студий, включающихся в их проект. Работая над проектом, школьники изучают рекомендованные материалы, видеосюжеты, научные и научно-популярные статьи, встречаются с экспертами и получают необходимые консультации как онлайн, как и со специалистами в своих регионах. Подробнее о проекте можно узнать на сайте https://scienceclass.sirius.ru/. Регистрация на проект продолжается. Участники могут включиться в решение задач от Курчатовского института, концерна «Алмаз-Антей», «Яндекса» и других компаний.