Программы повышения квалификации для педагогов в области филологии появились в «Сириусе» весной 2020 года. За это время обучение в Центре прошли несколько сотен учителей русского языка и литературы с разных регионов. На занятиях филологи осваивают современные образовательные методики, разбирают олимпиадные задания.
Мы пообщались с преподавателями двух программ, которые рассказали о своих подходах.
Про особенности литературно одаренных школьников
Рассказывает: Галина Данилова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета
– Прагматичные и успешные
Современные подростки не признают авторитетов. Они должны сами убедиться в том, что взрослый является профессионалом и может быть им интересен. Также одаренные школьники, как правило, уже имеют опыт «успеха». Это победы в Олимпиадах на разных уровнях, публикации своих текстов и даже собственных книг. Задача педагогов – таким образом построить для них программу, чтобы не «ронять» планку сложности и интересности литературной жизни подростков, но при этом не создавать иллюзий, что все их запросы и стремления с легкостью воплотятся в жизнь. Важно понимать, что творчество – это и удовольствие, и труд, иногда очень тяжелый труд. Поэтому в программе должно быть много заданий и задач, подразумевающих самодисциплину и умение трудиться.
Что делать с этими особенностями, чтобы они помогали образовательному процессу?
– Ориентироваться на практический результат
Основная цель литературной образовательной программы – создание текста. Это может быть сочинение, эссе, критический отклик или другой жанр. Главное – освоить вместе с ребенком разные жанры и стили, научить его писать и на выходе получить хороший текст.
– Прислушиваться к каждому ребенку
При разработке программы необходимо помнить, что опыт современных детей из крупного города и из небольшого поселка абсолютно разный. Нужно учитывать уровень каждого, а также опираться на собственные запросы ребенка: что ему интересно, что он умеет, чему бы хотел научиться.
– Дать больше свободы
Современные дети – исследователи, им постоянно нужно подбрасывать вопросы, которые позволяют им самим что-то искать. Школьникам надо предлагать самостоятельно все попробовать: изучить новое, найти ответы, написать свой текст, придумать собственный проект, воплотить его, защитить перед экспертами и таким образом научиться чему-то на практике.
– Не забывать про навыки
Сегодня опыт ребенка зачастую основывается на различных современных технологиях. Но при этом школьник должен владеть коммуникационными навыками: задавать вопросы, общаться, собирать команду под свой проект, слушать других людей, придумывать нечто творческое и оригинальное. Эти навыки необходимо отразить в программе и развивать. К примеру, вместо критического отклика на роман Льва Толстого «Война и мир» можно предложить сделать проект или видеосюжет.
Как создать хорошую презентацию
Рассказывает: Мария Горбатова, магистр СПбГУ, главный специалист направления «Литературное творчество» Образовательного центра «Сириус»
– Проработать каждый компонент
Презентация состоит из нескольких компонентов. Автор-рассказчик, его сообщение, которое он доносит до аудитории, и визуальная часть – слайды. Чтобы получилась качественная презентация, необходимо отдельно проработать каждый элемент и соединить все в хороший продукт. Сначала текст сформировать в презентацию, после применить навыки ораторского искусства и дизайнерского мастерства.
– Понимать целевую аудиторию
Необходимо точно понимать, перед кем выступает рассказчик. В зависимости от аудитории меняются подача презентации и ее детали. Допустим, есть абстрактный пример, который при работе с детьми можно упомянуть, но в презентации для взрослых на нем придется остановиться и потратить на объяснение несколько минут.
– Наладить контакт
В презентации очень важно, как рассказчик работает с аудиторией. Здесь самое главное – контакт со слушателями, причем не только зрительный. Необходимо наладить обратную связь, чтобы у людей была возможность задать вопрос.
– Сравнивать и противопоставлять
Презентация всегда интереснее, если есть графики и диаграммы, которые показывают, как было, как стало. Сравнение и противопоставление всегда запоминаются. Любая презентация должна иметь в себе контраст и противоречие.
– Делиться собственным опытом
В презентации важно преподносить не только сухие факты и цифры, но и личные истории, эмоциональную составляющую. Это могут быть примеры из реальной жизни, которые затронут аудиторию. Люди поймут, что автор не просто прочитал книгу и пересказывает ее, а что у него есть свой опыт и понимание, как это в жизни происходит.
Чтобы юные литераторы двигались вперед, им необходимо…
Рассказывает: Римма Раппопорт, учитель первой категории, член Союза писателей Санкт-Петербурга, блогер, аспирант Санкт-Петербургского государственного университета
– Постоянное сопровождение
Детям нужна постоянная педагогическая поддержка и наставничество. После участия в профильной программе необходимо продолжать взаимодействие ребенок–преподаватель. Чтобы школьник не остался один и не бросил писать. Профессиональных объединений для начинающих литераторов сегодня практически нет, найти поддерживающую среду такому ребенку очень сложно. Зато сейчас у педагогов есть возможности в формате-онлайн собирать юных писателей и работать с ними. Плюс индивидуальное общение, личный контакт всегда нужен.
– Экспертная оценка
И детям, и взрослым необходима экспертная оценка своих работ. Бывает, понимаешь, что написано нехорошо, но не понимаешь, где именно. Нужна сторонняя оценка человека, которому ты доверяешь, и кто может оценить твой текст, разобрать, подсказать. Такими людьми обычно становятся педагоги, иногда ребята отправляют тексты друг другу. Это помогает, так как дает возможность увидеть себя в зеркале разных мнений.
– Читать, чтобы развиваться
Чтобы не останавливаться на одном уровне, надо больше читать. Очень заметно по текстам школьников, с какой литературой он знаком, интонации копируются даже у талантливых детей. Школьная программа охватывает достаточно узкий срез литературы. Обязательно надо выходить за рамки, читать современных авторов и изучать новые художественные средства.
– Находиться в одной среде
Очень важно время от времени попадать в среду единомышленников, когда ребенок не сам по себе, а в окружении таких же пишущих детей. В такой коллаборации они друг друга подогревают, задают высокий уровень, начинают писать лучше. Во взаимодействии происходит развитие.