help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Увидеть и поддержать: как помочь школьникам развить талант

В «Сириусе» завершилась научно-методическая конференция для получателей субсидии на создание региональных центров в 2021–2023 годах.

Член Попечительского совета Фонда «Талант и успех», руководитель федеральной группы разработчиков ЕГЭ по математике, научный руководитель Центра педагогического мастерства города Москвы Иван Ященко рассказал участникам, как развивать талант школьников.

Мы послушали лекцию и делимся с вами основными тезисами выступления Ивана Валериевича.

– Все начинается с семьи

Надо исходить из принципа, что каждый ребенок талантлив, и наша задача найти его талант и помочь раскрыть. Причем талант не обязательно будет именно из той области, которую любят родители. Многие семьи считают, что талантов у их детей нет, а еще, к примеру, в семье математиков из ребенка стараются вырастить математика, в семье спортсменов обязательно отдают в спорт. Надо начинать просто с веры, что твой ребенок талантлив, дать ему проявить себя в какой-то области, и дальше интересоваться результатами ребенка и радоваться успехам вместе с ним.

– Первые шаги в школе

Свои первые шаги в развитии таланта ребенок совершает на обычном уроке в школе. Поэтому так важно качественное базовое образование. При раннем отборе детей, особенно в начальной школе, есть опасность ложной специализации. К примеру, выяснится, что математика у ребенка идет лучше, чем литература. А может, ему учительница по математике нравилась больше, и поэтому все получалось, а с педагогом литературы не сложилось. И окажется, что он не смог проявить свой талант, потому что не получил достаточно знаний по предмету. Каждый учитель каждой школы должен понимать, что развитие таланта на первом этапе – это его задача. Поддержать ребенка, дать ему высказаться, услышать его.

– Школа школе рознь

Статистика показывает, что специализированные школы для одаренных ребят не всегда положительно влияют на развитие таланта. Если один ребенок значительно улучшил свои результаты после перехода из обычной школы в специализированную, еще два ребенка их ухудшили. Потому что обучение в школе для одаренных – это история не только про образование, но и про другой психологический климат в коллективе. Многое зависит от психологического склада и характера ребенка. Одному нужна мощная мотивация и чувство конкуренции. Другой, наоборот, оказавшись предпоследним в классе, решит, что это не для него, у него опустятся руки, он перестает заниматься. Порой не стоит переходить из обычной школы в специализированную, особенно если для ребенка созданы все комфортные условия для развития. Поэтому очень важно в каждом регионе создавать многообразие возможностей развития таланта, в том числе опираясь на информационные технологии. Координировать эту работу должны региональные органы управления образованием и центры, создаваемые по модели «Сириуса». 

– Не бояться пробовать

Важная часть развития таланта – пробовать себя в разных областях. Детям необходимы массовые интеллектуальные соревнования, такие как школьный этап Всероссийской олимпиады школьников. Еще десять лет назад даже многие школы Москвы его не проводили, они говорили: «У нас нет одаренных детей». И скачок результатов в Москве произошел именно после того, когда после системных изменений в образовании каждая школа осознала, что развитие таланта – это ее задача. Ведь по статистике, в любой школе, где есть 23 тысячи учеников, точно есть потенциальный победитель заключительного этапа Всероссийской школьной олимпиады. Конечно, наивысших успехов достигают единицы, но на школьном, городском, региональном этапах детям нужно обязательно пробовать свои силы, ведь чем больше попыток, тем больше шансов на успех. Кроме того, решение интересных задач способствует общему интеллектуальному развитию. Тем более сегодня очень много онлайн-ресурсов, которые дают большие возможности и широкий выбор межпредметных направлений. А платформа, созданная Центром «Сириус», позволяет каждой школе организовать качественное проведение школьного этапа олимпиады без серьезной нагрузки на учителей.

 – Единая система

Задача региональных центров, работающих по модели «Сириуса», – развитие талантов всех детей региона и помощь всем учителям региона. Они должны стать центрами, объединяющими все свои учебные заведения и ведущих педагогов. Не конкурировать и не противопоставлять себя другим организациям, а жить внутри школьной системы, улучшая ее. У нас одна общая задача, нужно решать ее вместе. Опыт и наработки конкретного региона могут быть успешно адаптированы к условиям во всех субъектах России. Возможно, через несколько лет мы увидим резкий рост результатов наших школьников, повышение уровня абитуриентов и сможем обеспечить экономику России талантливыми выпускниками вузов. 

Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!