help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Искусство дзюдо и музыка в математике: самые яркие проекты региональных центров в 2020 году

Каждый региональный центр, созданный по модели «Сириуса», накапливает свой опыт работы с талантливыми и одаренными детьми родного края. За прошедший год 53 таких региональных центра провели 1 300 образовательных программ для более чем 29 000 школьников.

Рассказываем о некоторых уникальных проектах, в которых дети из разных регионов России участвовали в 2020 году.

Региональный центр «Академия талантов», Санкт-Петербург

Программа «Наука и искусство дзюдо»

В августе 2020 года региональный центр подписал соглашение о сотрудничестве с Санкт-Петербургской региональной общественной организацией «Клуб дзюдо Турбостроитель» и Спортивной школой олимпийского резерва по дзюдо имени Анатолия Рахлина. 

Первым совместным проектом стала профильная программа для юных спортсменов «Наука и искусство дзюдо». В программе соединились спортивные тренировки, занятия в творческих мастерских и научных лабораториях: утро школьники начинали с искусства и науки, а после – готовились к соревнованиям как городского, так и российского уровней.

Тренировались ребята по программам спортивной подготовки, составленным согласно федеральным стандартам по дзюдо под руководством Татьяны Ивановой, тренера высшей категории, мастера спорта международного класса, ученицы заслуженного тренера России Анатолия Рахлина. Для участников проводились уроки по спортивной психологии, на которых юные спортсмены учились настраиваться на схватку, разбирали вопросы мотивации, вдохновлялись порой непростыми историями успеха знаменитых спортсменов. Закрепляли ребята усвоенный материал, делая коллажи под руководством педагогов по искусству. Еще школьники изучали основы операторской работы на спортивных событиях и знакомились с техническим оснащением съемочной бригады, ведущей спортивный репортаж.

Новый опыт помог спортсменам осознать, что дзюдо – это не только спорт, но и наука, искусство и философия. 

Центр поддержки одаренных детей «Стратегия», Липецкая область

Профильная металлургическая программа 

В ноябре 2020 года в Липецкой области состоялась четвертая профильная металлургическая программа – совместный профориентационный образовательный модуль регионального центра и Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК).

Уникальность этой программы заключается в возможности мотивированных школьников Липецкой области за короткий срок познакомиться со структурой металлургического производства в масштабах крупнейшего в России производителя стали. Ребята смогли под присмотром цеховых мастеров побывать на различных технологических участках, вживую увидеть работу современных сталеваров, технологов и прокатчиков, поставить реальные опыты на современном оборудовании Лаборатории материаловедения, где проходят практические занятия.

Лаборатория материаловедения НЛМК, открытая в 2019, поделена на две зоны. Первая зона – органического синтеза – имеет единственный в регионе роторный испаритель и мини-реактор для синтеза различных органических веществ. Вторая зона – металловедения, где можно резать и обрабатывать прокат. В Лаборатории школьники изучали структурные особенности материалов и сплавов, определяли физико-химические характеристики полимеров, свойства лакокрасочных покрытий и синтезировали органические соединения.

В течение 12 дней школьники изучали материаловедение, физическую химию, математику, моделирование в металлургии, разрабатывали свои проекты. Для участников были проведены: профориентационный тренинг, углубленные занятия по предметам естественно-математического цикла, моделирование металлургических технологий, лабораторные и исследовательские работы, встречи с представителями профессий комбината, мастер-классы от преподавателей ведущих вузов России и сотрудников НЛМК, развивающие мероприятия от педагогов Центра «Стратегия» и представителей Липецкого государственного технического университета. Такое глубокое погружение школьников в высококлассную современную профессиональную среду, сопровождаемое самостоятельной проектной деятельностью под эгидой опытных наставников, на самых ранних этапах способствует  профессиональной ориентации, вовлечению в научно-исследовательскую деятельность молодежи Липецкой области.

«Университет талантов», Республика Татарстан

Республиканский форум «Открытие талантов»

В региональном центре Татарстана в декабре 2020 года состоялся VII Республиканский форум «Открытие талантов: экосистема выявления, развития и трудоустройства талантливых и одаренных детей и молодежи». Уже традиционно мероприятие стало площадкой для конструктивного диалога представителей образовательных организаций всех уровней, бизнес-индустрии, органов государственной власти, республиканских и федеральных экспертов, талантливой молодежи республики и соотечественников. 

В этом году форум прошел в гибридном формате, очно и дистанционно, на нем провели дискуссии по онлайн-наставничеству, неформальному образованию и выявлению ранней одаренности, мотивации и самореализации ребенка в современных условиях. В мастер-классах, посвященных профориентации школьников, построению карьеры для студентов, созданию образовательных курсов, приняли участие более 10 000 слушателей.

Ежегодно на форуме Университет Талантов проводит Республиканское родительское собрание. Участники вместе с ведущими экспертами и наставниками обсуждают развитие и реализацию потенциала молодых людей, затрагивают важные вопросы, волнующие каждого родителя. Так, в 2020 году одной из тем дискуссии стали социальные сети. Нужно ли ограничивать для ребенка количество гаджетов и доступ в интернет обсудили более 7 000 участников собрания со всего Татарстана. Современные дети растут в двух мирах – реальном и виртуальном. Эксперты продемонстрировали простые и понятные методы, позволяющие расставлять приоритеты, находить баланс реального и виртуального общения, научиться договариваться с ребенком, и, самое главное, сохранять здоровые межличностные отношения в семье.

Региональный центр «Взлет», Московская область

Образовательные проектные программы

В 2020 году «‎Взлет» провел образовательные проектные программы. Школьники 8-11 классов работали над реальными практическими задачами, от постановки проблемы до представления результатов на защите.

Один из таких модулей – инженерная программа «‎Космические технологии», которую центр провел в сентябре совместно с Госкорпорацией «‎Роскосмос». Участники занимались разработкой макета устройства для запуска спутников формата cubesat, прототипа научной аппаратуры для исследования химического состава падающих на Землю метеорных тел с борта МКС, дистанционного учебного комплекса приема данных со спутников.

В ноябре «‎Взлет» организовал сразу две проектные программы.

Первая – «‎Современная энергетика», проведенная совместно с компанией «‎Инэнерджи». Школьники изучали вопросы автономного энергопитания социально значимых объектов, автоматизированного управления системами энергосбережения и выбора наилучшего альтернативного источника энергии.

Вторая программа – «‎Подмосковная проектная школа» – прошла в партнерстве с Ассоциацией участников технологических кружков, она включала в себя три направления:

  • Цифровизация – решение задач в области беспилотного транспорта, логистических систем и умного города;
  • Работа с данными – создание различных нейросетей;
  • Биотехнологии – создание сити-ферм.

Участники проектных программ регионального центра приглашены на региональный трек Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» в 2020–2021 учебном году. 

Региональный центр «Взлет» непрерывно ведет работу по выявлению и развитию одаренности детей Московской области в самых передовых направлениях, на стыке научных дисциплин. При этом значительное внимание уделяется как подбору партнеров и экспертов-наставников, так и целостному многогранному развитию личности воспитанников.

Региональный центр «Полярис-Адыгея»

Проект «Музыка математического парка» 

«Музыка математического парка» – совместный проект образовательного центра «Полярис-Адыгея», Республиканской естественно-математической школы (РЕМШ) и Кавказского математического центра Адыгейского государственного университета (АГУ).

Математический парк создан весной 2018 года в Майкопе по инициативе Главы Республики Мурата Кумпилова. Идея проекта принадлежит ректору АГУ Дауду Мамию и заведующему лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института имени В.А. Стеклова РАН Николаю Андрееву.

Идея проекта «Музыка математического парка» – популяризация науки и искусства. Слушая музыку, мы попадаем в волшебное пространство звуков. Решая математические задачи, мы погружаемся в строгое пространство чисел. Но часто ли мы задумываемся о том, как тесно связаны между собой эти миры? Проект призван изменить привычные представления слушателей о классической (и не только) музыке и математике. В августе в парке выступил джаз-квинтет Юрия Сабитова. В сентябре шедевры мировой и советской киномузыки исполнил Государственный симфонический оркестр Ленинградской области «Таврический» с участием народного артиста Кабардино-Балкарской республики Мурата Кабардокова и победителя восьмого сезона музыкального проекта «Голос» Аскера Бербекова.

То, как органично среда парка дополняет музыкальные произведения в процессе их исполнения, — поистине незабываемое зрелище, которое каждый должен увидеть своими глазами.

В этом материале мы рассказали лишь о некоторых из многочисленных проектов. Мы благодарим всех руководителей и команды региональных центров за готовность делиться лучшими практиками и перенимать опыт коллег в рамках совместных мероприятий, организуемых Фондом «Талант и успех». С нетерпением ждем ваших новых вдохновляющих историй в 2021 году!

Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!