В Ульяновске завершился муниципальный этап регионального конкурса научно-технических проектов школьников, активное участие в котором приняли старшеклассники региона. Мероприятие проходило в формате командного решения кейсов. В этом году конкурсный этап стал не только конкурсом для школьников: слушатели программы переподготовки факультета профессионального образования УлГПУ им. И.Н. Ульянова, обучающиеся по направлению профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение в образовании», получили возможность продемонстрировать свои знания на практике. Студенты наблюдали за командной работой учеников, а также анализировали и оценивали вклад в работу группы каждого из участников и их умение сотрудничать друг с другом.
Всего работало пять площадок: «Биотехнология и агропромышленный комплекс» (на базе детского технопарка «Кванториум»), «Системная инженерия» (на базе ООО «Стройлаб»), «Персонализированная и прогностическая медицина» (на базе ООО «Тест ген» нанотехнологического центра ULNANOTECH), а также площадки «Высокие технологии» и «Современная энергетика» (на базе ульяновского информационного центра по атомной энергии компании «Росатом»).
Участники конкурса решали задачи, максимально приближенные к реальным проблемам, которые возникают при проектировании и производстве. Так, на площадке «Системная инженерия» была предложена задача по снижению массы корпуса радиоэлектронной аппаратуры при сохранении характеристик прочности и защиты от электромагнитных помех. Школьники предложили три альтернативных решения: применение клетки Фарадея, использование углепластика и применения кристаллов.
Будущие медики создавали метод для диагностики обильных высыпаний и генерализованного зуда после вакцинации от гриппа. Ребята сделали вывод, что наиболее вероятная причина сыпи и зуда – аллергическая реакция на полученный с вакциной белок. Для точного определения причины такой реакции следует, во-первых, делать анализ крови на эозинофилы, являющиеся показателями аллергической реакции, а во-вторых, брать кожные пробы с предплечья или спины заболевшего человека.
Участники номинации «Биотехнология и агропромышленный комплекс» решали задачу измерения содержания пестицидов в продуктах растительного происхождения для аналитических лабораторий и потребительского рынка. Участники площадки приняли решение использовать тест-полоски, пропитанные раствором, который содержит иммуноглобулин и красящее (люминесцентное) вещество. При наличии высокого уровня пестицидов это вещество будет изменять цвет.
На площадке «Высокие технологии» школьники решали кейс по внедрению системы определения местоположения человека или другого объекта в замкнутом пространстве с использованием mesh-сетей (mesh-сети или ячеистые топологии — это сетевая топология компьютерной сети, где каждая рабочая станция соединена с несколькими другими рабочими станциями). Конкурсанты изучили принцип функционирования системы, определили области ее применения, выявили возможности mesh-системы и определили варианты внешнего оформления маяков.
Участники площадки «Современная энергетика» обсуждали проблему возможности развития ветроэнергетики в Ульяновской области. Школьникам следовало выполнить ряд задач: оценить потенциал Ульяновской области в альтернативной энергетике, проанализировать текущее положение альтернативной электроэнергетики в Ульяновской области, а также выявить барьеры, препятствующие развитию ветроэнергетики.
Конкурсанты предложили использовать 14 ветроустановок для получения энергии. Согласно их расчетам, такой ветропарк сможет дать от 2,3% до 10% потребляемой электроэнергии в регионе.
Работу школьников контролировали и оценивали эксперты научно-технической сферы Ульяновской области. Они учитывали знания школьников, глубину понимания проблемы, исследовательские навыки, а также грамотность презентации. По окончании работы школьники ответили на вопросы ведущих экспертов в своих областях и поделились со слушателями дальнейшими планами по реализации своих проектов.