4 декабря в России отмечается День информатики. Подготовка высококвалифицированных ИТ-специалистов – одно из флагманских направлений работы Сириуса. В 2024 году был запущен первый в России ИТ-специалитет для выпускников девятых классов, позволяющий готовить молодых инженеров-исследователей и лидеров технологических проектов. Регулярно Сириус проводит профильные и проектные программы, где школьники решают прикладные задачи. Прямо сейчас в Сириусе проходит очный этап Всероссийской научно-технологической программы по искусственному интеллекту для школьных команд «Сириус.ИИ». Участники под руководством экспертов создадут сервисы на основе искусственного интеллекта для разных сфер жизни.
Один из участников проекта – Александр Булгаков из Курска. Он и его команда выбрали проект по разработке продукта для чтения книг с AI-ассистентом. Свою идею разработчики упаковали в социальную сеть, оснащенную полезными сервисами.
«Мы создали проект социальной сети для чтения книг с AI-ассистентом. Например, вам нужно прочитать большой объем информации к определенной дате и выделить нужные мысли. Вы можете задать системе определенные параметры, и искусственный интеллект подстроится под ваш запрос, вашу скорость чтения и выдаст текст в нужном объеме, не упустив ничего лишнего для понимания. А виртуальный книжный клуб позволит обмениваться мнениями, советовать друг другу книги, знакомиться с книжными подборками друзей и так далее», – рассказал Александр.
Станислав Андронов из села Бичура Бурятии участвует в программе по искусственному интеллекту во второй раз. Чтобы добиться этих успехов, школьник много занимался самообразованием – находил в интернете доступные курсы, различные обучающие материалы и шаг за шагом шел к своей цели. В этом сезоне вместе с командой он создает умный шопинг-ассистент. Он за секунды подберет пользователю стильные образы и дополнит их аксессуарами.
«Если честно, в прошлом сезоне я не был до конца уверен в своем проекте, но очень рад, что мне все-таки удалось пройти на очный этап. Знакомство вживую c экспертами и единомышленниками дало невероятный стимул для дальнейшего обучения. Я продолжил заниматься, у меня появились идеи для новых проектов, а самое важное – навыки для их реализации. В новом сезоне я чувствую себя намного увереннее. Мы создаем шопинг-ассистента, который поможет пользователям подбирать образы. Модель можно обучить в соответствии с различными задачами, например, работать с фотографиями, находить подходящую одежду, подбирать аксессуары. На самом деле наш проект универсален и его “начинка” может стать основой для других полезных рекомендательных сервисов», – говорит Станислав.
Анастасия Нестеренко и Ольга Лесива собрались в команду благодаря любви к физике. Обе девушки были участницами образовательной программы по этому предмету в Региональном центре «Взлет» Московской области. Вскоре обнаружили другие общие интересы. Школьницы решили объединить знания, чтобы попробовать силы в отборе на программу по искусственному интеллекту.
«Выбирая проект, мы думали, что будет интересно и полезно именно нам. Поэтому мы включились в проект по созданию интеллектуального помощника для создания учебных материалов. Мы разрабатываем телеграм-бот, который помогает конспектировать различные материалы, аудиозаписи и видео. Бот анализирует информацию и предоставляет ее в нужном формате. Вы можете загрузить большой пласт информации и получить конспект, добавить доклад и получить презентацию по нему, предложить статью, и бот создаст на ее основе карточки для соцсетей», – рассказывают участницы проекта.
Результаты этих и других проектов программы будут представлены на итоговых защитах, где школьникам предстоит продемонстрировать все возможности своего продукта и защитить его перед экспертами.