В Образовательном центре «Сириус» проходит ежегодный Арт-фестиваль, объединяющий юных художников и скульпторов со всей страны. Чтобы создать уникальные креативные проекты, 76 участников тематических августовских образовательных программ разделились на шесть творческих мастерских – мозаики, книжной графики, костюма, росписи фарфора, сценографии и медальерного искусства.
В медальерной мастерской учащиеся трудятся над созданием эскизов и моделей памятных монет с изображением объектов федеральной территории, в том числе олимпийских. В руках у каждого школьника – по куску пластилина, из которого они создают свои будущие произведения искусства.
Дарья Токарева из Нижнего Новгорода на своей медали изобразила олимпийскую чемпионку Аделину Сотникову на фоне ледовой арены «Айсберг». По мнению школьницы, самое сложное в изготовлении будущей медали – усидчивость.
«Работа над медалью оказалась более кропотливым делом, чем казалось на первый взгляд. Меня вдохновил образ Аделины, ее стиль катания. Главной темой фестиваля стало культурное наследие России, но олимпийские чемпионы – тоже наше наследие, глядя на которое хочется развиваться, достигать результатов», – говорит Дарья.
Художник дизайнерского центра управления технологий и диспетчеризации монетно-орденского производства АО «Гознак» Александра Чернова, которая работает со школьниками в медальерной мастерской, отмечает: участников увлек процесс изготовления медалей, каждый из ребят предлагает свой вариант дизайна.
«Дети заинтересованные, у всех свои идеи, приходят с ними, рисуют их. Мне нравится, что они вовлечены и вносят в общую работу свою лепту», – делится педагог.
В мозаичной мастерской ребята работают со смальтой – переплавленным стеклом. Материал развивает творческое мышление и мелкую моторику. Школьники изучают технологию мозаики, каждый трудится над небольшим узором. На следующей неделе все фрагменты соединятся в огромное общее мозаичное панно, вдохновленное культурой северных народов России.
Участник фестиваля Владислав Красковский из города Шахты работает над узором каргопольской вышивки. Ее орнамент – выдающееся явление культурного наследия Русского Севера. Владислав убежден: мозаика, которая, в отличие от акварельного холста, хранится тысячелетиями, – тоже значимая часть культурного наследия страны.
«Я хотел бы стать архитектором. Эта профессия ближе к монументальной живописи, поэтому больше привык иметь дело с кисточками. Мозаика после работы с кистью – некое расслабление. Главное – правильно подобрать узор и выкладывать его со смыслом. И, конечно, важно работать с качественным материалом», – рассказывает Владислав.
В мастерской костюма идут примерки. Скоро здесь заиграют яркими красками пока еще невзрачные платья.
«Мы расписываем платья в стиле исторических орнаментов своего города. Роспись интегрируем в современность, стараемся сделать эти платья пригодными и для носки в повседневной жизни», – объясняет участница фестиваля Анастасия Кривова из Санкт-Петербурга.
В мастерской росписи фарфора тоже работают с красками. Только особенными, предназначенными для керамики, стекла, и не боящимися обжига, который закрепит результат. Дети рисуют изображения редких растений Кавказа и Крыма из переизданного в «Сириусе» раритетного атласа XIX века, созданного ученым Федором Биберштейном. В мире сохранилось не больше десяти оригиналов этой книги. С 2020 года учащиеся Образовательного центра «Сириус» работают над завершением труда Биберштейна: дополняют труд ученого актуализированными описаниями растений и их акварельными рисунками. Первый том обновленного атласа увидел свет в начале 2024 года, готовится к изданию второй.
Юстина Ни из Геленджика расписывает декоративную фарфоровую тарелку: ручкой набрасывает эскиз розы, затем дорабатывает рисунок красками.
«Самое сложное – следить, чтобы краска наносилась ровно, чтобы потом не было брака. И нужен навык прорисовки тонких линий. Наша тема связана с ботаникой, но я вдохновлялась не только атласом редких растений, но еще и книгой “Маленький принц”. Заодно решила выписать из повести Экзюпери любимые цитаты», – говорит Юстина.
Помимо освоения новых техник и незнакомых материалов, на Арт-фестивале школьники получают теоретические знания. Педагоги знакомят их с историческими фактами о классических традиционных технологиях производства фарфора, наградных и памятных медалей, историей российской живописи и скульптуры. Партнерами фестиваля выступают ведущие художественные вузы России, Российская академия художеств, Санкт-Петербургский монетный двор – филиал компании «Гознак», а также крупнейший отечественный производитель фарфора – Императорский фарфоровый завод.
«Без традиций и опор на классическое культурное наследие не может быть будущего. Перекличка веков, преемственность поколений, приверженность традициям – вклад в красивое счастливое будущее. Особенно традиционные каноны всегда оставались значимы для искусства. Поэтому я считаю важным поддерживать традиции и формировать взгляд молодежи в уважении к ним. Хорошо, что фестиваль делает на этом акцент», – убеждена одна из экспертов фестиваля, руководитель направления по проведению мастер-классов и экскурсий галерейного департамента Императорского фарфорового завода Инна Никифорова.
Итоговая выставка проектов Арт-фестиваля состоится 20 августа в зале «Атом» Университета «Сириус».