Петербургский скульптор Екатерина Пильникова – лауреат премии Президента РФ для молодых деятелей культуры, и, несмотря на молодость, уже сложившийся мастер. Среди работ Пильниковой – памятники Тургеневу во Франции, Толстому в Южной Корее, Чайковскому в одном из лучших концертных залов Германии, «Гевандхаус». Кроме того, Екатерина – педагог Санкт-Петербургской Академии художеств имени Ильи Репина. В «Сириусе» она занимается с талантливыми школьниками, приехавшими на июльскую программу «Основы академической художественной школы: композиция в живописи и скульптуре».
Как реализоваться в профессии скульптора, где найти заказчиков, и зачем известные художники лепили героев своих картин, Екатерина рассказывает в интервью.
- Что движет человеком, когда он выбирает профессию скульптора, и что больше всего нравится в этой работе лично вам?
- Можно сказать, что я не выбирала профессию. Просто еще в детстве поняла: ничего не хочу больше делать, кроме как лепить. Лепила ребенком персонажей «Короля льва», драконов. Помню, как осознала, почему мне нравится скульптура: это же возможность овеществить все, что угодно! Можно «вытащить» какие-то вещи из своих фантазий, окружить себя ими, держать в руках, поворачивать, рассматривать. То есть, сознание человека способно сфокусироваться настолько, чтобы осязаемо воплотить в объеме все, что нравится.
Я была просто опьянена пониманием этого факта. Потом повезло попасть в кружок к хорошему преподавателю, он старался дать базис для поступления в художественную школу. Дальше были училище и Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина.
Когда я училась, был огромный набор дизайнеров, а скульптура не столь востребована. Это и сейчас так: во многих учебных заведениях страны убирают часы, сокращают и упрощают программы по скульптуре. Мне кажется, получить качественное образование скульптору все сложнее.
- Почему так происходит? Немногие идут учиться из-за того, что получить профессию скульптора тяжело?
- Я бы не сказала, что процесс обучения сложен. Но я занимаюсь скульптурой всю жизнь. Наверное, многие вещи уже кажутся само собой разумеющимися. А на невостребованность скульптуры повлияло много факторов. Сначала художников «кормила» аристократия и буржуазия – подготовленные к восприятию искусства люди. Потом искусство, в том числе скульптура, надолго превратилось в инструмент агитации. Сегодня, если придем в музей, увидим: скульптурные произведения никто не смотрит. Если и встретишь человека, который их разглядывает, то, скорее всего, это будет скульптор. Даже одна моя знакомая, которая тоже занималась скульптурой, считает, что она сложна для восприятия. Может быть, за счет отсутствия красок или из-за трехмерности.
Еще немаловажный аспект – цена скульптуры. Из-за множества этапов производства, каждый из которых довольно дорогой и трудоемкий, стоить дешево она просто не может. Но скульптура позволяет делать тираж: с одной формы произведение можно отливать большое количество раз.
Учиться на скульптора к нам в Академию художеств имени Репина приходят самые разные люди. Иногда поступают после 11 класса. Есть те, кто уже получил какую-то профессию, устал от нее и решил серьезно уйти в творчество. Кто-то имел интерес к скульптуре с детства, но родители побоялись несерьезности профессии и «отвернули» ребенка от занятий. Некоторые поступают уже лет в тридцать, осмысленно понимая: вот то, чем я хочу заниматься. Уважаю таких людей: обычно к тридцати набираешь базу знаний и заказчиков, а они только начинают путь.
- Как скульптор и заказчик находят друг друга?
- Если иметь определенные навыки и стремиться их улучшать, то профессиональная деятельность и вхождение в систему заказов начнутся во время учебы. У нас узкий профессиональный круг. Зачастую происходит так: старшие коллеги берут заказ, и, когда необходима помощь, привлекают студентов. Молодой скульптор включается в работу, нарабатывает компетенции, опыт. Через время начинает трудиться наравне. Дальше самостоятельно находит заказы и уже сам привлекает к сотрудничеству более молодых. Важно еще во время учебы научиться грамотно просчитывать сметы, так как скульптура, как уже говорилось, процесс многоэтапный, включающий немало процессов и работы с разными материалами.
- Применимо ли к профессии скульптора слово «карьера»?
- Применимо. Пока я видела два варианта развития карьеры скульптора. Первый: человек искренне любит то, что делает, получает от этого удовольствие, и это приводит его к успеху. У второго типа людей искусство превращается в инструмент продвижения себя.
Редко бывает, что человек не работает. Много раз, трудясь над большими заказами, думаю: все, что взяла в Академии за годы учебы, пригождается. Потрясающе: фактически я шесть лет получала удовольствие, при этом ни минуты времени не прошло даром.
У многих коллег примерно 60 процентов работ – заказы, остальная часть – творчество. Знаете, есть растиражированный образ: скульптор, держа в руке молоток, с горящими глазами и криком «я вижу там фигуру» подбегает к камню. На самом деле все совершенно не так. Одна творческая работа забирает, в среднем, полгода-год времени и много сил. Перевести замысел в материал непросто: нужно лепить, формовать, отливать. Лепим из мягкого материала, глины или пластилина. Потом переводим в гипс, а из гипса специальными инструментами размер в размер – в камень. Методы переноса у всех свои.
- Как проходит обучение у ребят «Сириуса», которые приехали на программу «Основы академической художественной школы: композиция в живописи и скульптуре»?
- Многие из детей, может быть, никогда и не лепили, и у них не будет возможности полепить из-за сокращения программ по скульптуре, о которых мы говорили. В художественных школах ее зачастую просто не преподают, училищ мало, заниматься этим видом искусства на профессиональном уровне в небольших городах сложно – чтобы получить образование скульптора, приходится куда-то переезжать.
Наш курс направлен на то, чтобы в дальнейшей работе ребята могли применить объем. Многие известные художники, старые мастера, работали с объемом, чтобы точнее построить композицию, поработать со светом, понять с какой стороны его лучше направить. Иной раз даже вылепливали фигурки. Скульптура – один из видов изобразительного искусства, мы с художниками оперируем одним и тем же, просто воплощаем результат работы в разных материалах. Когда художник хорошо понимает объем, ему ничего не стоит передать его. Может быть, кто-то из детей-художников со временем придет к лепке, скульптуре.
На интенсиве мы работаем с глиной, которая идет под обжиг. Для ребят, которые никогда не лепили, этот материал сложен. На самом деле, свои нюансы у каждого материала, вместе с учениками мы ищем подход к ним. Главное, что дети очень расположены ко всему новому, это необходимое качество для человека творческой профессии. А поездка в «Сириус» - стимул к достижению еще больших высот на пути к ее освоению.