Образовательный центр «Сириус» в июле проводит новую программу «Основы академической художественной школы: композиция в живописи и скульптуре». Со школьниками работают преподаватели петербургской Академии художеств имени Ильи Репина, а темы картин и скульптур детей отражают три направления деятельности Образовательного центра: науку, искусство, спорт. Юные художники и скульпторы делали наброски в хореографических классах, на репетициях музыкантов, тренировках спортсменов. О том, зачем нужен набросок и почему ему стоит уделять внимание, рассказал преподаватель июльской программы, педагог Санкт-Петербургской Академии художеств по рисунку Антон Мелентьев.
– На начальном этапе новой программы «Сириуса» молодым художникам и скульпторам пришлось поработать в необычной среде. Как прошли занятия?
– Мы рисовали фигуристов и хоккеистов, посетили занятия в музыкальных, танцевальных классах. Первыми были балерины. Рисовать балет молодому художнику непросто: репетиции динамичные, людей много, они не позируют, а нам нужно сформировать завершенную композицию.
Первой задачей при работе с наброском стало отображение характерных особенностей пластики людей, которых ребята рисовали. Движения балерин плавные, в хоккее – угловатые, грубые, быстрые. Рисунок должен это передавать. Следующий момент – продумать и представить композицию: распределение и соотношение фигур в пространстве.
Делать набросок с натуры всегда интереснее и эффективнее, чем щелкнуть на телефон и срисовывать. С помощью современных технологий можно упростить задачу, но лучше это использовать как вспомогательный момент, не более. Итогом перерисовки станут констатация человека и его занятия на листе. Жизни в таком наброске не больше, чем в раскрашенной фотографии. Работая с натуры, все видишь в движении, уже на этапе наброска можешь передать динамику момента.
– Почему набросок так важен в процессе создания работы?
– Это первый этап труда над картиной, начальная стадия разговора с ее будущим зрителем. Допустим, есть задача нарисовать хоккеистов. Пока дети не были на тренировке, концепции работ они, конечно, придумать могли. Но когда съездили на лед, глаза у них загорелись, а идеи стали совершенно другими: такими, из которых может вырасти полноценная картина.
– В «Сириус» приезжают дети, которые учатся в художественной школе. Разве они уже не умеют работать над набросками?
– Насколько могут – умеют. Но к нам приехали ребята 15–17 лет, опыт у них пока не очень большой. Художнику, кроме всего прочего, очень важно научиться подмечать детали, фиксируя их, в том числе, в набросках. Обычный человек, идя по улице, видит многое, но мало на чем заостряет внимание. Художник должен смотреть иначе: останавливать взгляд на нюансах, интересных мелочах, «подхватывать» то, что покажется особенно важным. В работе над картиной это используется, чтобы убедительно донести образ до зрителя. Поэтому одно из первых заданий для молодого художника – зарисовки в общественных пространствах: как люди выглядят, двигаются, какие позы принимают. Человеку нашей профессии в целом нужно формировать хороший кругозор, обогащать себя знаниями.
– Какие типичные ошибки совершают молодые художники в работе над наброском?
– Основная сложность в том, что у них просто мало опыта. Набросок – навык, в его проработке есть определенные алгоритмы, процесс овладения ими можно оптимизировать. Например, рисуем движение фигуристки. Это проще делать по фазам. Намечаем фазы, а когда спортсменка возвращается в каждую из них, дополняем набросок. Несколько таких зарисовок – и уже формируется цельная картинка. На этом этапе можно переходить к придумыванию сюжета, размышлять, как передать движение, ритм, перспективу. Пока детям сложно понять все в совокупности, но мы, педагоги, их направляем. Бывает, у ребят возникают сложности с пропорциями, особенно у тех, кто недавно начал. Но с этим тоже справимся.
– Дети уже начали готовить картины, которые продемонстрируют на итоговом просмотре?
– Да, каждый разрабатывает две-три темы. Это высокий темп, детям непросто, но они вернутся в свои учебные заведения и смогут показать уровень.
Просмотр состоится 24 июля. Авторы не только познакомят аудиторию с работами, но и презентуют их, представят свои творческие концепции. Замечательно, что на наш курс приехали искусствоведы. Они рассказывают о представлении танца и спорта в мировой живописи, а дети учатся связно формулировать замысел работы. Высказываться художнику сложно, а сейчас необходимо уметь это делать, особенно с нынешним развитием соцсетей, быстрым ритмом жизни. Возможно, в будущем кому-то из молодых художников повезет найти человека, который займется этой работой, но на первом этапе надо учиться себя позиционировать.
– Лекции искусствоведов еще и знакомят с традицией, на которой в принципе базируется июльский курс Академии художеств имени Ильи Репина.
– Когда что-то делаешь, важно понимать, на каком фундаменте твоя работа строится. Знание истории искусств позволяет понять академическую линию и продолжить ее в своем творчестве.
Преемственность – важнейший принцип работы академии Репина. Обучение у нас четко делится по мастерским. Всегда можно проследить: когда каждая создана, какие профессора в ней работали, что привнесли в направление. К примеру, я окончил мастерскую монументальной живописи. Она появилась в советское время, под созвучную эпохе творческую задачу визуальной пропаганды. Но начало монументальная академическая линия берет от Ильи Репина. По истории мастерской видно, как монументальная школа росла, развивалась, как влияли на нее революционный авангард, плакатное искусство. В академии системно все, от общей структуры образования до итоговых просмотров. Просмотры разделены по мастерским и выстроены от первого курса к диплому. Виден рост художника. А итог шестилетнего обучения – ежегодная открытая выставка дипломных работ выпускников. Прийти может любой желающий.
В «Сириусе» в основу курса тоже легла традиция. Конечно, наше знакомство очень общее, от наброска – к картине. Но на просмотре мы хотим показать и первые зарисовки, и итоговые работы. Думаю, интересно будет взглянуть, как одна удачная линия может перерасти в готовое решение.
– Как молодому художнику извлечь из работы над наброском максимальную пользу?
– Как можно больше рисовать, а в процессе обязательно ставить цель. Порисовать «просто так» можно, только если хочешь отвлечься. Лучше проговаривать конкретную задачу и стремиться к ее отработке. Например, сегодня передать характер человека через позу или динамику, завтра – подобрать пятновое решение, послезавтра поделать линейные наброски, потом поработать с тоном. Работа должна быть регулярной, упорядоченной. При бессистемных занятиях быстро станет скучно. И наброски набросками, но устремление в итоге нужно иметь к картине. Тогда зарисовки будут появляться сами и укладываться в результат.