help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

В Образовательном центре «Сириус» во второй раз проходит междисциплинарная программа «Культура и общество». В формате лекций, семинаров, дискуссий школьники изучают науку, искусство и религию как фундаментальные составляющие культурной системы. Они пытаются разобраться, как культура влияет на общество и политическую реальность, и пробуют разработать собственную концепцию развития современной культуры. Научный руководитель программы — профессор МГИМО, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ Владимир Легойда. В коротком интервью Владимир Романович оценил подготовку школьников в «Сириусе», рассказал о своей методике преподавания и о том, почему картину мира современного человека формирует именно образование.

- В «Сириусе» дети изучают достаточно узконаправленные дисциплины. Одни из них – культурология и политология, которыми школьники занимаются в рамках междисциплинарной программы «Культура и общество». Имеют ли подобные дисциплины перспективу «прижиться» в общеобразовательных школьных программах?

- Проблема в том, что объем знаний сегодня настолько велик, что времени на то, чтобы изучить все, просто не хватит физически. Недавно я прочел замечательную лекцию испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета «Миссия университета», которая позже оформилась у него в целую книгу. С этой лекцией ученый выступил в 1930 году, будучи обеспокоенным системой образования в Испании. Он исходил из конкретной обстановки в этой стране в то время. Речь шла о том, каков университет Испании  в настоящий момент, и каким должен быть. Эта лекция остается актуальной и сегодня, и у нас. Один из ее тезисов таков: человеческая культура знала разные эпохи и времена, в том числе те, когда огромного количества знаний, требующего столь же обширного количества времени на их постижение, попросту не было.  Человеку, чтобы ориентироваться в картине мира, тогда не требовалось специальное образование.

Сегодня это уже не так: чтобы хоть примерно представлять картину мира, нужно изучать самые разные науки, от физики и химии до истории и филологии, и затрачивать на это познание очень много времени. Сложность заключается в том, что в школе, а затем в университете человеку необходимо дать тот минимум, без которого у него не сложится разностороннего понимания картины мира. Даже у многих выпускников вузов представления о физической картине мира сегодня остаются на уровне физики Ньютона – а это уже даже не вчерашний день, они не представляют, как изменился взгляд человека на мир после Эйнштейна и т.д. Знания по всем областям нарастают с огромной скоростью.

Как решить эту проблему? Не знаю, но над ее решением нужно серьезно думать, потому что ничего результативного при такой перегруженности не будет. Мои дети-школьники практически с начальной школы учатся с утра и до четырех-пяти вечера. Это перегруз. Потом мы удивляемся: почему они столько учились и ничего не знают?

- Вы больше привыкли работать со студентами, чем со школьниками. Ваша образовательная программа в «Сириусе» - по сути, один из первых опытов Вашей работы с детской аудиторией. Как вы оцениваете уровень знаний, подготовленности детей «Сириуса»?

-. Да, я все-таки привык работать со студентами и, как мне кажется, то, что я даю – местами сложно. Но отказываться от этого подхода и идти по пути упрощения не хочу. Моя задача, чтобы наша программа была не продолжением школы, а другим взглядом на общеобразовательный предмет. Поэтому участникам образовательной программы «Культура и общество» я сознательно предлагаю другой угол зрения и сложность, которой в школе заведомо не должно быть. Не могу по-другому, потому что я не школьный преподаватель. Но, кстати, очень многие дети не ощущают этой сложности: есть очень продвинутые, начитанные школьники, которые схватывают легко. В этом году приехали несколько ребят чрезвычайно продвинутых для своего возраста. Я вижу это по мыслям, которые они высказывают, именам, которые называют, авторам, которых цитируют.  Не все мои студенты могут похвастаться такими знаниями. Даже если в результате нашей работы кто-то из учеников обретет понимание, что это «не мое», это будет важным результатом. Не хотелось бы, чтобы такое осознание приходило потом в вузе.

- «Сириус» приглашает для работы с детьми лучших педагогов, художников и музыкантов, тренеров, применяет новаторские и самые профессиональные методики обучения. Как вы считаете, сможет ли опыт «Сириуса» в перспективе системно повлиять на российское образование и улучшить его качество?

- Все, что происходит в Сириусе, мне представляется движением в очень правильном направлении. Думаю, существующий опыт «Сириуса» может и должен быть востребован в свете трансформации образования в стране.

Большие надежды возлагаю именно на будущие замыслы, запланированные к реализации. Второй год реализуя здесь образовательную программу «Культура и общество», я имею возможность общаться с руководителем фонда «Талант и успех» Еленой Владимировной Шмелевой и, таким образом, быть в целом причастным к формированию актуального учебного процесса, за что благодарен Фонду. Мы с Еленой Владимировной говорили о высшем образовании не только в плане обучения в Университете, но и о подготовке педагогов – то есть, высшем образовании тех, кто будет учить других. Мне кажется, в этом плане потенциал «Сириуса» еще не раскрыт. Надеюсь, он будет реализован.

 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!