help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

В 2024 году «Сириус» в шестой раз проводит Всероссийский конкурс молодых музыкантов «Созвездие». Он является одним из главных событий в мире классической музыки и позволяет открыть миру имена новых дарований. Оценивать выступление молодых исполнителей будут ведущие музыканты современности во главе с председателем жюри Сергеем Ролдугиным. Впервые в состав жюри в этом году войдет лауреат международных конкурсов, солист Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича Павел Соколов. Перед экспертами стоит непростая задача. Ежегодно конкурс «Созвездие» собирает самых одаренных и целеустремленных музыкантов со всей страны. Сделать выбор, от которого может зависеть творческая траектория развития ребят, бывает непросто. Поговорили с Павлом Соколовым об особенностях работы жюри, о критериях оценки и самых важных составляющих успешного выступления. 

– Павел Александрович, у вас очень богатый опыт концертной деятельности. Также вы были в составе жюри музыкальных конкурсов. Что для вас сложнее как для профессионала? 

– Выступать самому и быть в составе жюри – разный вид деятельности и совершенно разный вид ответственности. Когда выступаешь сольно или в составе оркестра, важно, как ты справляешься со своей ролью, можешь ли взять себя в руки, может ли на тебя положиться коллектив. 

Работа в составе жюри – это, конечно, другое. Ты сам не выходишь на сцену, но на тебе неменьшая ответственность. Как правило, членам жюри предстоит прослушать много претендентов, особенно на первых этапах. Важно постоянно в течение длительного времени сохранять концентрацию, внимание, чтобы не упустить никаких технических и других исполнительских деталей. Мы все понимаем, что от конкурса могут зависеть карьерные перспективы, он может стать отправной точкой  пути человека, зажечь новую звездочку. И такие случаи действительно были. Конкурс «Созвездие» открывает новые двери перед музыкантами, дает новые возможности заявить о себе. Для молодого музыканта это очень важный этап. Для нас это большая ответственность. 

– Что самое важное в выступлении? На что вы обращаете внимание? 

– Как исполнитель, я и сам себе часто задавал вопрос: «Что самое важное в музыке, как сформулировать это и почувствовать»?  Когда-то мой профессор мне говорил, что музыку нужно исполнять так, чтобы абсолютно любой человек, даже далекий от профессионального искусства, почувствовал ее красоту. Это очень точно описывает и мое видение. Исполнителю важно очень искренне рассказать свою музыкальную историю так, чтобы даже неподготовленный слушатель все прочувствовал. Для жюри это тоже будет очевидно. 

Музыка – очень абстрактное искусство. И это далеко не просто ноты на бумаге. Это история, которую разные рассказчики передают по-своему. Тут можно привести аналогию с поэзией. Одно и то же стихотворение чтецы могут исполнить совершенно по-разному. Умения и навыки, внутренние свойства личности и характера – все это слышно и оценивается жюри. 

И, безусловно, когда мы говорим о конкурсе, мы должны понимать, что все это должно опираться на крепкую техническую базу, которая необходима для максимального раскрытия художественного замысла композитора. Хорошее выступление – это симбиоз технических навыков и выразительного яркого исполнения.  

– Почему, на ваш взгляд, музыкантам важно участвовать в творческих конкурсах? 

– Любой конкурс – это испытание, требующее от участника максимальной концентрации и отдачи. У конкурсанта есть только один шанс представить свое мастерство. Факторов, влияющих на выступление, множество. Это и дух состязания, и волнение, и особенности самочувствия в конкретный день, внутренний настрой, мысли. Есть даже очень неожиданные моменты. Например, я и мои ученики играем на гобое. Мало кто знает, что гобойная трость очень чувствительна к изменениям погоды. Температура, влажность и даже атмосферное давление могут резко изменить ее звучание. Бывают ситуации, что утром на репетиции трость звучит очень хорошо, а вечером в этот же день ее звучание кардинально меняется в худшую сторону. К этому нужно быть готовым. Кстати, такая же проблема с тростью может возникнуть у кларнетистов и фаготистов. И для нас очень важны материалы, из которых сделан инструмент, в частности трости. В любом конкурсе есть фактор непредсказуемости и неожиданности. Но, несмотря на все сложности, я уверен, что конкурсы – это неотъемлемая составляющая в профессиональном развитии музыканта. Конкурсы и соревнования позволяют расширять кругозор, учиться у коллег и формируют эмоциональную устойчивость, без которой будет невозможно играть ни сольно, ни в оркестре. Такую атмосферу никогда не создать в учебном классе. Выдержка и психологическая устойчивость – часть нашей профессии. Эти качества как раз закаляются на конкурсах. 

– Вы впервые вошли в состав жюри конкурса. Следили ли раньше за «Созвездием»? 

– Да, конечно. Более того, два года назад мой ученик Ефим Мясников был участником конкурса, и на очные туры я приезжал в «Сириус» вместе с ним. С позиции педагога могу сказать, очень здорово, что регламент конкурса предоставляет наставникам такую возможность. Я, как педагог, получил возможность послушать музыкантов по своей и другим специальностям, составил картину об общем уровне молодых исполнителей, смог обменяться опытом с коллегами. Интересно, что одновременно с состязанием проходит программа подготовки музыкальных педагогов. Уверен, что для них это прекрасная возможность повысить свой педагогический уровень не только за счет обучения, но и благодаря личному общению с выдающимися педагогами. 

– Что конкурсантам помогает справиться с волнением и страхом неудачи? 

– Самое важное – внутреннее ощущение, что вы занимаетесь своим делом и что вы можете справиться с любыми испытаниями. Это понимание и даже знание, что сможешь реализовать все свои цели. Такая уверенность в своем пути действительно позволяет достигнуть любых профессиональных вершин и справиться с любым волнением. 

В моей профессиональной жизни было много творческих испытаний. И один неудачный конкурс запомнился мне даже больше многих успешных. После того случая я значительно пересмотрел свой репертуар, взял в работу другие произведения, выучил новую программу, то есть рост действительно был очень большой. Все зависит от вашего отношения к тому или иному событию. После неудачи у меня появились в хорошем смысле злость, энергия, азарт. И нужный результат пришел. Если человек уверен в своем деле, осознает свой потенциал, то его не сломит ни одна неудача. 

– Что бы вы могли пожелать конкурсантам? 

– Удачи и уверенности в своих силах. 


 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!