В мартовском цикле программы «Уроки настоящего» школьники будут изучать оползни в разных регионах России и составят карты этих природных явлений. Задачу студийцам поставил Президенстский лицей «Сириус».
Оползневые процессы могут возникнуть внезапно и нанести серьезный ущерб: повредить здания, дороги, линии электропередач. Такие природные явления создают риски для здоровья и жизни людей, а также способны негативно сказаться на окружающей среде: загрязнять водоемы, вызвать эрозию почв, нанести урон флоре и фауне. Прогнозировать возникновение оползней важно, чтобы своевременно предупредить население об опасности и предпринять меры по обеспечению безопасности.
В рамках мартовского цикла «Уроков настоящего» школьникам предстоит создать подробную карту оползней своего или соседнего региона, отметить районы, где фиксировались оползни, а также определить зоны, где вероятность их возникновения наибольшая. Все это позволит принимать меры по предотвращению и минимизации ущерба и будет способствовать безопасности людей и сохранению природных ресурсов.
Чтобы создать карты оползней, участники будут применять разные методы: анализировать геологические и климатические данные, изучать историю оползней в том или ином регионе, а также использовать спутниковые снимки и геоинформационные системы.
Итогом проекта станет одна большая карта, собранная из локальных данных, а авторов лучших проектов пригласят на онлайн-конференцию по данному циклу.
Партнерами проекта выступают эксперты компаний. Специалисты ООО «Лоретт» расскажут ребятам, что такое дистанционное зондирование Земли и как его применять на практике. Представители компании «НекстГИС» проведут консультации по использованию одноименной программы – платформы для работы с геоданными, а ПАО «Сбербанк» расскажет, как обрабатывать и структурировать эту информацию.
Программа «Сириуса» «Уроки настоящего» позволяет ученикам 7–11-х классов сделать первые шаги в науке и проектной деятельности. По условиям проекта, участники формируют школьные студии и в течение месяца под руководством педагога-наставника работают над задачами, предложенными экспертами вузов, крупнейших научных институтов и компаний. В конце месяца публикуют свои решения на платформе «Сириус.Курсы», защищают проекты. Ребята презентуют свои решения, а представители заказчика выбирают лучшие по итогам циклов.