help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Более 70 ребят со всей России стали участниками первой программы по искусственному интеллекту для школьных команд, ее финал проходил в «Сириусе» в декабре. Программа «Сириус.ИИ» объединила учеников 7–11-х классов, которые собрались в команды. На первом этапе они работали над проектами в своих городах. Каждой группе предстояло выбрать одну из шести задач, их предложили школьникам партнеры «Сириуса»: Научно-технологический университет «Сириус», группа компаний «МЕДСИ», ПАО «Сбербанк», VK, «Тинькофф Банк», ОЦРВ. Авторов лучших решений, которые были определены экспертами со стороны партнеров, пригласили на очный этап в «Сириус», где приняли участие 22 команды. 

Дмитрий Мухин работал в составе проектной группы над созданием навигатора для Университета «Сириус». Цель проекта – помочь сотрудникам и гостям лучше ориентироваться в многочисленных локациях здания. Сегодня тут размещаются учебные аудитории, лабораторный комплекс, рекреационные пространства. При этом нередко геометрия помещений полностью меняется при проведении крупнейших всероссийских и международных мероприятий. 

«Когда мы приехали в Университет “Сириус”, мы воочию увидели весь масштаб здания. Этот проект будет полезен и студентам, и многочисленным гостям, и участникам мероприятий. В настоящее время мы остановились на формате сайта, а в будущем планируем разработать дополнительно и приложение. Система работает следующим образом: по помещению будут расставлены специальные метки, которые пользователь будет сканировать. Система определит местонахождение, после чего пользователь выберет нужную ему локацию, и система на основе алгоритмов искусственного интеллекта проложит оптимальный маршрут до нее», – рассказал один из участников программы, 9-классник МАОУ «Лицей» города Лесного Свердловской области Дмитрий Мухин.

По заданию от группы компаний «МЕДСИ» школьники создавали медицинские сервисы для врачей и пациентов. Над задачей работали несколько команд, каждая из которых представила свой продукт. 

Одна из команд разработала сервис для обучения и тренировки врачей и студентов с целью более точной маршрутизации пациента и назначения исследований. Вторая группа презентовала сервис маршрутизации пациента с рекомендациями для первичного приема по симптомам и истории болезни. Третий продукт – это помощник для врача в постановке диагнозов. Наконец, четвертая разработка – это прототип медицинского помощника в формате чат-бота, который сможет рекомендовать того или иного врача пациенту на основании его пола, возраста, жалоб, ранее перенесенных заболеваний и других данных. Такой сервис может быть хорошим подспорьем и для врача, который на основе этих данных будет делать выводы и строить тактику лечения. 

Примечательно, что для обучения модели искусственного интеллекта компания предоставила школьникам обезличенные данные пациентов, это позволило участникам поработать на реальном наборе данных и максимально точно обучить модели. 

Эксперты из Сбера предложили школьникам обучить AI-модель детекции тропических циклонов на данных со спутниковых снимков, полученных над территориями России и Японии. Тропические циклоны – это атмосферные вихри, возникающие над океанами в тропических широтах. Они регулярно становятся причиной шквалистых ветров и тайфунов на Дальнем Востоке, а также провоцируют наводнения на всем тихоокеанском побережье. Решение задачи прогнозирования тропических циклонов позволит минимизировать последствия разрушительного действия стихии.

Также в рамках программы «Сириус.ИИ» Сбер представил специальную номинацию «Eco2AI: самое экологичное решение». Участникам предстояло оптимизировать затраты вычислительных ресурсов, необходимых для обучения моделей искусственного интеллекта. Благодаря библиотеке Eco2AI школьники из разных регионов смогли познакомиться с ESG-концепциями энергосбережения и углеродной нейтральности, а также применить их на практике, встроив библиотеку в собственные проекты. Ресурс помогает оценить объем эквивалентного выброса углекислого газа при обучении моделей искусственного интеллекта. Во время выполнения кода библиотека рассчитывает фактическое энергопотребление центральных и графических процессоров, устройств хранения данных и с учетом региональных норм углеродной стоимости вырабатываемой электроэнергии оценивает углеродный след.

В задании от компании VK командам было предложено проработать прототип системы рекомендаций друзей для пользователей социальной сети. Решение, над которым трудились ребята, должно на основе интересов пользователей предлагать им новые знакомства. Как пояснил эксперт VK, программист-исследователь Лев Барабанщиков, школьникам необходимо было выбрать оптимальную модель нейросети и на основе этих данных обучить ее. 

«Мы достаточно много времени проводим в социальной сети “ВКонтакте”. Нам стало интересно, как она работает изнутри и, в частности, как устроены рекомендательные системы. Лучший способ узнать это и научиться новому – сделать что-то самому. На программе мы получили возможность поработать с большими объемами данных, а самым сложным этапом лично для меня было выбрать правильную модель ИИ, которая сможет дать наиболее точные рекомендации», – прокомментировал участник проекта, 10-классник Лицея «Физико-техническая школа» Санкт-Петербурга Михаил Шафиев.

В проекте от «Тинькофф Банка» ребята расширяли функциональность разговорного помощника «Тинькофф Джуниор». Чат-боты в банковских приложениях выполняют функцию ассистента, который может проконсультировать пользователей. «Тинькофф Джуниор» способен отвечать на простые и популярные вопросы, что полезно в том числе юным пользователям, ведь они только начинают знакомство с банковской сферой. Для решения задачи участникам предстояло предложить и продумать идеи, как интегрировать новые навыки для чат-бота. 

Идея первой команды – внедрить функцию помощи в выполнении домашнего задания. При этом школьники подчеркнули, что речь идет не о получении готовых ответов, а о системе наводящих вопросов, которые помогут выйти на правильный ответ. Еще одна проектная группа попробовала интегрировать в чат-бот функции игры в загадки «Данетки», а также игру «Города». Третья команда создала уникальный датасет и научила бота общаться с пользователями, используя контекстные изображения. 

Очередную задачу школьникам предложили эксперты Отраслевого центра разработки и внедрения информационных систем (ОЦРВ). Центр реализует проекты по компьютеризации, стандартизации методов создания, внедрения и контроля информационных технологий, применяющихся в железнодорожной отрасли. На программе по заданию от компании школьники, применяя компьютерное зрение, создавали прототип систем для распознавания случаев падения людей. Это позволит более оперативно оказывать помощь пострадавшим.

«Выбирая проект, мы основывались на том, что важно и может быть полезно людям. Во многих городах сейчас установилась холодная зимняя погода, на улицах скользко. В группе риска пожилые, люди с проблемами опорно-двигательного аппарата. При этом во время несчастного случая рядом не всегда могут оказаться прохожие, которые оперативно вызовут скорую помощь. Найти выход позволяют современные технологии. Концепция нашего проекта – это камеры наблюдения, оснащенные технологиями компьютерного зрения. Они детектируют обстановку и в случае ЧП передают информацию в необходимые службы. Мы обучили нейросеть не только фиксировать сам случай падения, но и определять пол и возраст человека. Это нужно, чтобы специалисты имели представление о пациенте и могли заранее спланировать тактику лечения», – прокомментировали итоги работы 9-классник школы «Выбор» из Москвы Макар Бедерко и 11-классник лицея № 10 из Перми Семен Епанов.

Сегодня в Образовательном центре «Сириус» действуют как очные, так и дистанционные программы, где ребята могут изучить технологии искусственного интеллекта, а также применить свои знания в решении реальных задач и даже определить свой профессиональный путь. 

«В “Сириусе” выстроена комплексная система обучения школьников технологиям искусственного интеллекта. Во-первых, это дистанционные курсы на площадке Сириус.Курсов. Они помогают сформировать фундаментальные знания в области математики и программирования, что необходимо при реализации проектов. Также ребята получают компетенции непосредственно в области искусственного интеллекта. Второе направление – это дистанционные проектные программы, в рамках которых партнеры “Сириуса” предлагают школьникам включиться в реальные задачи и применить на практике полученные знания. Третья часть – наши очные программы. Все эти знания и навыки позволяют участникам сформировать свой дальнейший вектор развития. Самые удачные проекты находят поддержку партнеров, работа над ними продолжается, выходят научные статьи, разработки внедряются на производстве. Более того, у нас очень много случаев, когда ребята, подрастая, проходят стажировки в компаниях, с которыми они работали на наших программах, а в дальнейшем становятся частью их команд», – говорит заместитель руководителя Фонда «Талант и успех» по направлению «Наука» Антон Гусев

В конце программы школьники представили итоги работы на защите. 

 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!