В Образовательном центре «Сириус» продолжается программа «Хореография: классический танец (балет)», которая завершится грандиозным Гала-концертом. Будущие артисты балета представят вариации из всемирно известных балетов и постановок. Участники программы занимаются классическим и современным танцем, актерским мастерством, гримом, а также дуэтно-классическим танцем. Почему артисту балета важно готовиться к дуэтным партиям еще в школе и как научиться правильно работать с партнером, рассказал премьер Большого театра России Артемий Беляков.
– Что такое дуэтно-классический танец?
– По моему мнению, дуэтный танец для мужчины – это базис, на основе которого создается спектакль.У девушек все по-другому, потому что во время исполнения дуэтного танца у них работает тот же опорно-двигательный аппарат, который они развивают на занятиях по классическому танцу. У мужчин же это отдельная техника исполнения, задействован другой мышечный аппарат. Поэтому важно много внимания и сил уделять дуэтному танцу наравне и с классическим, и с народно-характерным, и с современным.
Раньше, когда выпускники балетных училищ приходили в кордебалет, они практически не сталкивались с дуэтным танцем, так как их партии были чаще всего технически ненасыщенные. Но в наше время все молодые артисты задействованы в современных постановках, которые включают сложные поддержки. Поэтому важно развивать технику дуэтного танца и готовиться к этому еще в школьные годы.
– В чем заключается техническая разница между классическим и дуэтным танцами?
– Это разные направления функционирования опорно-двигательного аппарата. Классический танец – это основа хореографического мастерства, во время которого мы разрабатываем наш аппарат для исполнения танцевальных партий. Во время классического танца ты управляешь своим телом, в дуэтном танце – телом своего партнера. И умение чувствовать тело балерины – важный навык, который нужно совершенствовать и развивать. Для этого необходимо много времени проводить в зале: и на уроках дуэтного танца, и на репетициях с партнершей. Только такой подход поможет отточить мастерство.
– Как сегодня обучают дуэтно-классическому танцу в балетных училищах?
– В балетных училищах дуэтный танец начинают преподавать мальчикам в 15–16 лет четыре часа в неделю. В это время мышечный аппарат и все суставы не до конца еще сформированы, поэтому в программе отсутствуют высокие поддержки, и упражнения с партнершей выполняются исключительно на уровне груди, или когда та стоит на полу. Для сравнения: занятия по классическому танцу проходят каждый день, и ученики не забывают пройденный материал, сохраняя свое тело в тонусе.
Мне кажется, что со стороны самих парней дуэтному танцу уделяется значительно меньше времени и сил, чем классическому. Из-за этого, когда ребята взрослеют, у многих недостаточно развит грудной и спинной мышечные отделы. Я часто вижу, что в театр приходят талантливые молодые артисты, которые просто потрясающе танцуют классические вариации. Они приходят готовыми в плане техники сольного исполнения. Но как только дело касается дуэтного танца, возникают проблемы. Например, через половину адажио они «умирают», не в состоянии физически продолжить исполнять танцевальный кусок, в конце которого партнершу нужно поднять на вытянутые руки. Артисты уходят, пошатываясь под балериной.
Поэтому, когда мы, как педагоги, работаем с ребятами, наша задача – до них донести: если для собственного развития не хватает времени в классе, то нужно также заниматься дополнительной гимнастикой, работать над мышечным аппаратом, выполнять упражнения в спортивном зале или хотя бы качать спину и пресс дома. Можно часто видеть балетных, которые разогревают перед выступлением нижнюю часть своего аппарата, а верхней внимание не уделяют. Это важный нюанс – только на ногах ты в театре не вывезешь.
– Какие могут быть последствия, если не пройти нужную подготовку?
– Чаще всего у артистов возникают две проблемы. Первая – здоровье: у многих начинают «лететь» спины, каждый второй хромает. Вторая – практическое использование знаний. Многие молодые артисты технически не понимают, как правильно выполнить поддержку, придуманную хореографом. У них координационно не налажен процесс.
Сегодня как минимум 50% репертуара любого современного театра состоит из балетов, где необходимо балерин поднимать в нетипичных положениях, использовать нестандартные хваты, выбросы, повороты. Та нагрузка, которая сваливается на современного артиста балета после прихода в театр, подразумевает не только классический танец, но и ежедневные репетиции с партнершами.
– Учитывая такие особенности образования, как вы строите работу с учениками в «Сириусе»?
– У нас совсем мало времени, но в Образовательном центре у ребят есть возможность каждый день практиковаться. При этом они танцуют не только со своими одноклассницами, но и с незнакомыми партнершами. Здесь у них есть возможность приобрести хоть и небольшой, но новый опыт. Если получается расширять стандартную программу обучения и дать ребятам больше работать в дуэте, это здорово и в будущем принесет им пользу.
– За счет чего вы расширяете программу?
– Моя задача – разобрать технику исполнения дуэтных приемов. Когда на занятии мы пробуем какую-нибудь интересную поддержку или технические перехваты, которые ребята не изучают обычно в школе, у них сразу же меняется настроение. Я понимаю, что им это интересно, они хотят узнавать и пробовать новое.
Я по себе это помню: когда у нас в школе только появился дуэтный танец, мы с моим одноклассником до урока в зале начали с девочками пробовать какие-то верхние поддержки. Когда пришел педагог, он сказал: «Быстро спустили девочек, никаких верхних поддержек в этом году у вас не будет». Мы, конечно, расстроились, потому что очень хотелось попробовать что-то необычное.
Мы пытаемся хотя бы немного, на пару движений, нагнать тот темп развития театрального репертуара, который сейчас существует. У всех ребят разные способности, но все очень хотят научиться. И даже если я даю какой-то элемент, который сразу и не получается, то сначала пробует одна пара – показывает, что ничего смертельного нет, а потом подключаются все остальные. Когда заканчиваются занятия, я вижу, что участники хотят остаться, хотят доделать комбинации, которые мы начали изучать.
– По вашему мнению, в чем секрет правильного исполнения дуэтного танца?
– Для успешного исполнения важны талант, развитие мышечного аппарата и координация – владение собственным телом и руками, чтобы можно было управлять телом партнерши. Но самое важное – это воспитание мужского характера, который проявляется в первую очередь в отношении к балерине. Это первое, что педагоги должны объяснять мальчикам, когда они начинают взаимодействовать с балеринами.
Хороший партнер – это не тот, кто поможет балерине сделать больше поворотов и пируэтов, выше другого выбросит ее в воздух. Это тот, кто в случае непредвиденных сложностей обеспечит безопасность партнерше, чтобы она в любом случае осталась у него в руках. Даже невзирая на то, что после адажио будет его сольная вариация, хороший партнер не будет экономить свои силы и посвятит себя артистке балета, чтобы на адажио она отдохнула и дальше продолжала выступление на более свежих ногах.
Это мужское отношение к женщинам – воспитание характера тоже закладывается в дуэтном танце.