help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

В Образовательном центре «Сириус» продолжается программа по музыкально-исполнительскому искусству. В рамках курса солисты Российского национального молодежного симфонического оркестра проводят для школьников мастер-классы и рассказывают о тонкостях игры в коллективе. Итогом занятий станет выступление воспитанников «Сириуса» в составе одного из самых знаменитых музыкальных коллективов России. О секретах оркестрового мастерства рассказала одна из солисток РНМСО, флейтистка Ксения Арсенова.

1. Знание материала

В образовательной программе ребят ждут индивидуальные занятия, которые покажут наставникам из РНМСО исполнительский уровень и направления, над которыми нужно работать с участниками проекта – воспитанниками «Сириуса». Но это не исключает самостоятельную работу с материалом. Для хорошего выступления необходимо знать свои партии. Помочь в этом могут записи ведущих коллективов, которые уже играли это произведение.

«Прослушивание выступлений ведущих музыкальных коллективов поможет найти музыканту свою интерпретацию произведения. Не обязательно копировать конкретного исполнителя, но нужно создать себе некоторую основу: послушать одного солиста, несколько оркестров, взять что-то у одного и у другого и сделать что-то свое», – посоветовала Ксения Арсенова

Ближе к концерту школьники пройдут «оркестровые трудности» – это определенные фрагменты из музыкального произведения, которые каждый исполнитель обязан знать. Например, какие-то сложные места, которые не прочитаешь с листа, фрагменты, на которые всегда нужно обращать внимание, чтобы они были как в пальцах, так и в голове.

2. Один за всех и все за одного

Игра в оркестре – командная работа. Будущим оркестрантам важно помнить о работе внутри своей группы. Опытные концертмейстеры считают, что ребятам важно научиться находить и соблюдать музыкальный баланс между инструментами. Вне зависимости от количества выступающих нужно научиться слышать сначала своих коллег, например, во флейтовой группе, чтобы все инструменты звучали гармонично, а потом работать со всеми деревянно-духовыми инструментами: гобоями, фаготами, кларнетами. 

3. Много репетиций не бывает 

От любого оркестранта требуется усидчивость, многозадачность, знание материала, а также постоянное совершенствование. Во время программы в «Сириусе» музыкантов ждут ежедневные мастер-классы, индивидуальные и общие занятия, которые заменят им групповые репетиции оркестрантов. 

В каждой группе оркестра есть концертмейстер, который отвечает за слаженность работы своих коллег. Концертмейстер регулярно собирает свою группу и перед выступлением проходит произведение, выделяя основные моменты, на которые нужно обратить внимание.

На первых оркестровых репетициях ребята могут столкнуться с ритмическими трудностями: с подсчетом тактов, с моментом, когда надо вступать. Но такие ошибки возможны у всех, и в процессе репетиций навыки можно отточить. 

4. Следим за дирижером

«Во время первой встречи со школьниками в “Сириусе” мы попытались размяться и сыграть вместе простое произведение. Все читали с листа, но у нас не было дирижера, который дал бы ритм и следил бы за общим балансом инструментов. Поэтому сыграть слаженно и правильно у нас получилось не сразу», – рассказала Ксения Арсенова. 

Дирижер выполняет роль регулировщика на оживленном перекрестке. Он разбирает произведение на фрагменты и слышит, где играют духовые, а где клавишные. Таким образом, он контролирует гармонию общего звучания оркестра. Для этого у маэстро есть партитура. Если музыканты видят перед собой ноты только для своей группы инструментов, то дирижер – партии всех инструментов оркестра. Следовательно, он может направить музыкантов, дать им ритм, показать динамику и указать кто и когда вступает.

Также дирижер отвечает за интерпретацию произведения: у него есть представление того, как в целом все должно звучать.  

«Флейты слушают свою группу, и они не слышат, что играют контрабасы, а группа контрабасов не слышит, что играют скрипки. В этот момент дирижер указывает: “В этом месте флейты играют с первыми скрипками, в другом месте – с виолончелями”. И главное, он должен вовремя всех направить, дать ритм, показать руками “сетку”, динамику», – объяснила Ксения Арсенова. 

Музыканты «Сириуса» выступят в составе РНМСО в рамках Летнего молодежного фестиваля на концертах 11 и 12 июня. 

Летний молодежный фестиваль – часть большого концертного сезона в «Сириусе». Масштабный проект объединит на одной сцене ведущие коллективы молодых музыкантов, танцовщиков и вокалистов со всей страны. Среди них дети – участники программ Образовательного центра «Сириус». Главным резидентом проекта является Российский национальный молодежный симфонический оркестр. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!