help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

В марте в Образовательном центре «Сириус» прошла первая программа «Литературное творчество. Журналистика и медиа». В течение трех недель школьники со всей России учились работать в медиасфере и создавать свои редакции. О том, как добиться успеха в профессии и почему важна мотивация и командная работа, рассказал руководитель программы – директор Института медиа НИУ «ВШЭ» и Института «Первая академия медиа» РЭУ имени Г.В. Плеханова, журналист Эрнест Мацкявичюс.

–  Что, по вашему мнению, ждет журналистику в будущем?

– Все останется в той же форме, что и сегодня: телевизионная и печатная журналистика, радио. Сейчас появляются разные каналы, например, в «Телеграм», и они становятся самостоятельными СМИ. Это серьезный сегмент, который берет на себя потребителя и рекламные бюджеты. 

Телевизионная журналистика также будет трансформироваться, но останется и традиционное телевидение. Оно будет таким, каким мы его знаем сейчас, потому что это очень удобная форма: любому человеку очень удобно включить «окошко на стене» и, заглянув в него, узнать информацию о происходящем в мире. Это окошко-телевизор – ларек, в котором мы «покупаем» информацию и эмоции. 

Можно только предположить, что появится в будущем. Как визионер, могу предположить, что в социальных сетях журналистика будет развиваться и цвести пышным цветом. И скоро мы увидим это.

– Может ли нейросеть со временем заменить тележурналиста?

– На время заменить может, конечно. Можно будет выводить голограмму с любой внешностью и вкладывать любой текст или голос в эту голограмму. Будет интересно, занимательно, но ненадолго. Больших рейтингов не соберет, потому что человеку, который включает телевизор, нужен в первую очередь человек. Телевидение – это наука о людях. Зритель может восхититься талантом программиста, который создал голограмму, но не будет верить роботу. Мы, журналисты, все равно будем нужны нашему зрителю всегда, и это хорошая новость. 

– Вы стали автором новой программы по журналистике, которая проходит в Образовательном центре «Сириус». Что он для вас значит?

– Для меня Центр «Сириус» – место, где готовят будущее нашей страны, не побоюсь этого высокого слова. Здесь собираются дети, которые будут приносить славу своей стране, делать ее более сильной и независимой. 

Я очень рад, что у меня есть возможность приложить к этому свои усилия. Вместе с коллегами из Института медиа «ВШЭ» и «Первой академии медиа» РЭУ имени Г.В. Плеханова мы подготовили программу, которая обучает будущих журналистов. Это литературно одаренные ребята, предполагающие, что свяжут жизнь с медианаправлением. По этой причине на программу мы пригласили профессиональных педагогов и журналистов, которые из рук в руки передают секреты своего мастерства будущим коллегам. Это люди, которые пишут в газеты, занимаются интернет-журналистикой, успешно развивают свои YouTube- или телеграм-каналы, но в первую очередь работают каждый день с контентом для аудитории. Все они очень дороги в качестве наставников и преподавателей. Я рад, что у нас есть возможность привезти команду мечты, чтобы педагоги передавали знания нашим ученикам. Они станут сменой нашему поколению. 

– В чем практическая польза программы?

– Здесь школьники смогли узнать, что таких талантливых ребят, как они, много, и погрузились в комфортную для себя творческую среду. У них была возможность сменить обстановку, увидеть лучший образовательный центр страны, побывать на Черном море, выработать командный дух. 

Работа тележурналиста командная. Настоящим профессионалом может стать только тот, кто умеет работать вместе с другими: выстраивать план, просчитывать стратегии, брать на себя ответственность. На программе было много разных творческих заданий, которые позволили ребятам выработать новые компетенции. Помимо знаний о том, как устроена редакция, как сделать сюжет, что такое синхрон, закадровый текст и стендап, у них, надеюсь, появилось еще и представление о том, как устанавливать контакт с человеком перед интервью, каким должен быть первый вопрос, с чего надо начинать съемку на секретном объекте. 

– Какой главный журналистский закон вы раскрыли для школьников?

– У нас в новостях главный девиз: «Умри, но сделай!». Если ты живешь по этому принципу в профессии, то обязательно добьешься успеха. Надо научиться проходить сквозь стены и выполнять редакционное задание любой ценой. Понятно, что в рамках уголовного кодекса и журналистской этики, но надо идти до конца. Это, пожалуй, самое главное для успеха в нашей профессии.

К сожалению, от нашего таланта зависит только 20% результата. Еще 40% приходится на удачу и шанс, которые могут быть даны судьбой. Но остальное – это наши характер и воля к победе. Если этого нет, то предыдущие 60% могут просто не сработать. Вот это, наверное, самые главные качества, которые надо вырабатывать, потому что упорство, говорят, это тот же талант. Я полностью согласен.

– А почему вы выбрали эту специальность?

– Я выбрал профессию журналиста. Перед тем как стать ведущим, я был телерепортером. Именно работа корреспондента самая крутая, интересная, богатая на ощущения и знакомства. Тут каждый день есть возможность получать новые впечатления, расширять свой круг знакомств, творчески препарировать полученный материал, выдавать это в эфир, сталкиваться с новыми задачами, требующими быстрого решения, и получать слова восхищения. Что может быть лучше? Есть такая поговорка: репортера ноги кормят. Если у корреспондента быстрые ноги и воля к победе, то он никогда не останется голодным. Прокормит себя, семью, да еще останется на то, чтобы кому-то помогать. 

А работа ведущего, кстати, гораздо более уязвимая, потому что если человек ничего не умеет, кроме как смотреть в объектив и читать с суфлера, то он подвергает себя опасности. Много ведущих не нужно, а репортеры нужны всегда. Поэтому я бы рекомендовал ребятам учиться всему. 

– Были ли у Вас моменты, когда хотелось все бросить и уйти в другую профессию?

– Были, конечно, я бы слукавил, если бы сказал, что это не так. Даже когда практически поступил на журфак, я думал о возможности стать специалистом в той профессии, которую получил в армии, – я был радиотелеграфистом. Там я изучил азбуку Морзе, виртуозно обращался с телеграфами и радиокодами. Мне казалось, что это очень круто, тем более что получал предложения о работе именно в этом направлении. Но все-таки хватило упорства попробовать себя в журналистике – дальше все получилось. 

Правда, я занимался карате во время учебы на журфаке, и мне казалось, что спорт – это, наверное, даже лучше, чем журналистика. Было впечатление, что вот этого мне не хватает, чтобы чувствовать себя уверенным и сильным, настоящим мужчиной. Но я понял, что голова дана человеку не совсем для того, чтобы по ней били. И я полностью погрузился в журналистику.

– Вы никогда не разочаровывались в профессии? Не сомневались в ее необходимости обществу? 

– Бывали такие проблемы в девяностых, когда профессию стали использовать как информационное оружие, и у меня произошло определенное разочарование. Не для того я учился. В то время олигархи выясняли отношения с помощью телеканалов. А к 40 годам предстоит пережить еще и кризис среднего возраста, когда начинаешь думать: «Правильно ли я выбрал судьбу? Правильно ли я выбрал профессию? А что останется после меня? После писателя остаются книги, после музыканта – песни, после художника – картины. А после меня останется подводка к сюжету и больше ничего – какой кошмар!» Мне стало страшно. Начал подумывать о музыке, которой занимался в детстве, о стихах, которые не пропадут, не сгорят. Это был хороший период, он меня взбодрил и заставил даже что-то создать. 

А потом появился новый проект. Когда ты начинаешь передавать свои знания, которыми овладел за время своей работы, новому поколению, ты испытываешь те же чувства, что родители, которые воспитывают своих детей. Твои знания не уходят в песок. Ты видишь, как это помогает другому, как он благодаря твоим словам и примеру что-то сделал и показал, значит, теперь не пропадет, а, может, станет профессиональнее. Это очень сильное чувство. Оно мне помогло нащупать новый путь, найти себя, какую-то стабильность и понимать, что все сделанное не зря: надо жить, работать, делать, что умеешь лучше всего, и делиться этим багажом с теми, кому это нужно.

– Был ли у Вас кумир в детстве и есть ли он сейчас?

– Абсолютными примерами для меня были ребята, которые создали программу «Взгляд»: Саша Любимов, Саша Политковский, Влад Листьев. Я очень рад, что мне удалось с ними поработать. Какое-то время для меня был настоящим кумиром Кирилл Набутов, который вел программу «Адамово яблоко». Я считал, что это лучшая программа и лучший ведущий. Потом мне довелось тоже с ним поработать, он действительно профессионал. 

– Изменения в мире меняют журналистику, влияют на нее? 

– Законы журналистики поменялись. Например, журналистики того золотого стандарта в мире больше не существует. Но это не повод для отчаяния, потому что она соответствует времени, в котором находится. Время сейчас сложное, суровое, поэтому журналистика тоже сложная, суровая. 

Гражданская позиция журналиста, который пишет статьи или делает репортажи, озвучивает свои комментарии, выходит на первый план, и стесняться ее не нужно. Ничего плохого, если в журналисте просыпается гражданин, гражданская патриотическая амбиция. 

Конечно, при этом всегда есть опасность выйти за рамки баланса определенного и перестать замечать недостатки. Но в данном случае их мы все равно продолжаем замечать, стараемся их высвечивать, прижигать нарывы. Очень важно, чтобы критика не разрушала основы государства. Это очень серьезный момент. Такие вопросы мы всегда обсуждаем с нашими студентами, с учениками в «Сириусе». Я очень рад, что мы находим полное взаимопонимание. У нас очень взрослые, зрелые замечательные дети и, скажу честно: я спокоен за наше будущее.
 
Материал подготовил Евгений Безиков – участник программы «Журналистика и медиа»

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!