Воспитанники регионального центра выявления и поддержки одаренных детей Псковской области «Вега» работают над кейсами программы «Сириус.Лето: начни свой проект», к которой регцентр присоединился летом 2022 года.
Задачи ребятам поставили как научные центры, так и индустриальные компании региона, которые регулярно взаимодействуют со школьниками и студентами, консультируют их по выполнению проектной задачи. Участниками команд стали школьники из г. Санкт-Петербурга, Псковской, Московской, Нижегородской и Омской областей, а также республик Коми, Саха (Якутия), Татарстан и Мордовия.
Рассказываем, какие исследования проводят участники программы.
Квадрокоптер против пожара
Один из проектов – «Разработка перспективного квадрокоптера для обнаружения лесных пожаров». Партнером выступил «Противопожарный лесной центр» Псковской области, который в дальнейшем планирует использовать разработку в своей практике.
Работа над проектом началась в октябре, ее ведут восьмиклассник Псковского технического лицея Лев Михайлов и его наставник Галия Абдуллаева, аспирантка Псковского государственного университета.
Основные задачи уже решены: команда собрала и структурировала информацию о беспилотных летательных аппаратах (БПЛА), систематизировала статистику пожаров по Псковской области, разработала несущую раму БПЛА коптерного типа и систему распознавания пожаров. В настоящее время создан рабочий прототип квадрокоптера с возможностью автономного перемещения в пространстве. На нем установлены полетный контроллер, электродвигатели и видеокамера. В ближайшее время планируется запуск дрона.
«Актуальность этого проекта очень велика. На территории лесного фонда России довольно часто случаются пожары, которые захватывают большие площади. Мы планировали разработать летательный аппарат небольших габаритов, который позволил бы своевременно обнаруживать лесные пожары и отправлять информацию о них на базу», – рассказала Галия Абдуллаева.
После защиты проекта в мае 2023 года школьник продолжит проект по модернизации квадрокоптера и разработки для него новых функций.
Телефон VS эмбрион
Второй проект «Куриный эмбрион как модель изучения влияния электромагнитного излучения мобильных телефонов». Такую задачу перед ребятами поставил Псковский государственный университет.
Над проектом работают трое учащихся Идрицкого филиала Псковского агротехнического колледжа, их наставником стал студент Великолукской государственной сельскохозяйственной академии.
Основная цель проекта – изучить тератогенное воздействие мобильных телефонов на куриные эмбрионы. Тема проекта очень важна и актуальна, ведь тератогенные факторы могут привести к различным отклонениям в развитии плода. Школьники изучили, как электромагнитное излучение влияет на куриные зародыши: рост эмбрионов, развитие их головного мозга, глаз, сердца, печени. Для этого ребята заложили в инкубатор две группы яиц – контрольную и опытную. Через неделю яйца опытной группы размещали вокруг мобильного телефона и звонили в течение 10 минут. Яйца контрольной группы не «прозванивали». После этого исследователи через определенные интервалы времени проводили взвешивания яиц и заметили, что в тех, которые «прозванивали», размер эмбриона меньше, чем у зародыша в контрольной группе.
Исследования участников еще продолжаются. На основе полученных данных участники разработают практические рекомендации по использованию мобильных телефонов для беременных женщин.
Выше и зеленее
Еще один кейс для школьников подготовил Псковский научно-исследовательский институт сельского хозяйства. Тема проекта – «Влияние химических веществ на рост и развитие растений». Над ним работают пять проектных команд, в которые вошли 20 участников из разных регионов страны. Наставниками ребят выступают студенты Псковского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета, Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина, Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева, Омского государственного педагогического университета.
Основная задача проекта – определить влияние химических веществ на посевной горох. По итогам исследования будут разработаны рекомендации по использованию химических веществ при выращивании растений.
В середине марта в региональном центре у двух команд состоялась первая межрегиональная онлайн-защита проекта. Результаты своих исследований представили Анастасия Медведева из Иркутска, Арина Калачян и Елизавета Леденева из Московской области, София Паточка из Нижегородской области и Софья Абашеева из Якутии.
«В настоящее время влияние концентраций тяжелых металлов на развитие растений изучено недостаточно. Мы проанализировали способности растений аккумулировать тяжелые металлы. Полученные данные могут быть использованы при исследованиях загрязненных мест и восстановлении почв», – рассказала Анастасия Медведева.
В процессе эксперимента участники проводили лабораторные опыты, обрабатывали всходы различными химическими веществами.
«Мы проводили регулярные наблюдения: измеряли длину проростков, оценивали внешний вид растений, все изменения вносили в сравнительные таблицы. Я узнала о новых методах работы в сфере агробиотехнологии, познакомилась с интересными людьми, нашла единомышленников, закрепила свои навыки работы в команде. Разработанные рекомендации позволят людям понять, каким образом можно ускорить рост растений, и применить эту информацию на практике для достижения максимально эффективного результата», – пояснила Елизавета Леденева.
На защите участники отвечали на вопросы ведущего научного сотрудника Псковского научно-исследовательского института сельского хозяйства, кандидата сельскохозяйственных наук Марины Дятловой и показали отличное владение информацией по теме проекта, знания и опыт в проведении экспериментов.
Программа «Сириус.Лето: начни свой проект» создана в 2020 году для вовлечения молодежи в научно-исследовательскую работу и технологические проекты. В ней участвуют ученики 7–11-х классов, а также студенты до 18 лет, получающие среднее специальное образование. После регистрации юные участники выбирают инженерный, исследовательский или IT-проект, который предлагают научные и технические компании-партнеры. В течение учебного года ребята работают совместно со студентами-наставниками над актуальными задачами российской науки и приоритетными технологиями для развития регионов. В конце учебного года исследователи защищают свои проекты.