help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

В 2016 году в Образовательном центре «Сириус» открылась программа по шахматам. За это время Центр посетили более 200 талантливых шахматистов со всех регионов России.  

В марте в «Сириусе» проходит очередная программа по шахматам. Ее участниками стали 16 школьников из десяти городов России. На занятиях ребята изучают дебютную подготовку, осваивают навыки позиционной игры, совершенствуют технику эндшпиля, анализируют лучшие партии 14-го чемпиона мира Владимира Крамника. Также их ждут мастер-классы с известными российскими гроссмейстерами и турнир по быстрым шахматам. 

Для любителей «игры королей» и спортсменов, которые только планируют приехать в «Сириус», мы подготовили словарь необычных шахматных терминов.

Армагеддон

В шахматах это не привычная нам последняя битва между добром и злом, а заключительная и решающая партия матча в случае ничейного исхода остальных тай-брейков.

Армагеддон играют по особым правилам. Выбор цвета фигур обычно определяется жребием. Контроль времени каждого игрока тоже различается. Чаще всего белые получают пять минут на партию, а черные – четыре, с добавлением трех секунд на каждый ход, начиная с 61-го. В случае ничьей победителем объявляется шахматист, играющий черными.

Батарея

Тандем двух или более фигур, которые усиливают атаку по одной линии – горизонтали, вертикали или диагонали.

Термин пришел в шахматы из военного ремесла, где обозначал совокупность орудий. В шахматах батарея – одна из сильнейших атакующих связок. В ней могут участвовать ферзь, ладья или слон.

К слову, батарея тяжелых фигур – ладья, ладья и ферзь – называется пушкой Алехина, по имени четвертого чемпиона мира Александра Алехина. Подобная связка применялась и ранее, но именно после партии Алехина с Ароном Нимцовичем в январе 1930 года в итальянском Сан-Ремо эта красивая и мощная батарея приобрела популярность.

В этой партии Алехин создал классический образец использования открытой линии в миттельшпиле. Алехин играл белыми, на 26-м ходу он выстроил батарею по вертикали на линии с. Идея пушки в том, что впереди шахматист поставил более слабые ладьи, а сзади – сильного ферзя. Таким образом, белые давят по вертикали с на черного коня с6: четыре белых атакующих фигуры против трех черных защитников.

Позицию черных после этого трудно защищать, и они проиграли партию. Сопротивление продолжалось четыре хода. Партия разыгрывалась таким образом: белый слон a4, черная пешка b5, белый слон b5, черный король e8, белый слон a4, черный король d8. После хода белых пешкой h4 черные сдались, потому что они оказались в полном цугцванге, а ходы пешками скоро закончатся.

Пушка Алехина позволяет надежно захватить открытую линию. Тяжелые фигуры – ладьи и ферзи – сильнее всего на открытых и полуоткрытых линиях. Если расположить на одной линии все три фигуры, то можно захватить ее полностью или связать фигуры противника защитой слабостей, расположенных на этой линии.

Вилка

Одновременное нападение на две или более фигуры соперника.

Способностью наносить двойной удар обладают почти все фигуры, однако традиционно термин вилка применяется к коню и пешке. Вилка – один из самых распространенных тактических элементов в шахматах.

Редкая разновидность вилки была создана в матче на первенство мира между 6-м чемпионом мира Михаилом Ботвинником и победителем турнира претендентов Василием Смысловым. Матч проходил с 16 марта по 13 мая 1954 года в Москве и состоял из 24 партий.

В 12-й партии Смыслов играл черными, на 30-м ходу он пошел конем на e4. На что белые ответили пешкой f7 и поставили шах королю на g8, что стало для соперника большой неожиданностью. После этого черная ладья ест пешку на f7, белые идут ферзем d8, в результате чего король противника опять оказывается под ударом, ему приходится уходить на h7. И тут слон белых ест пешку на d5 и делает вилку, под удар которой попадают сразу три фигуры черных: ферзь с6, ладья f7 и конь е4. Некоторые специалисты отмечают, что это, возможно, единственный случай тройной вилки слоном в шахматной истории. После этого на 38-м ходу черные сдались. При этом матч на первенство мира завершился вничью, таким образом Ботвинник сохранил за собой звание чемпиона мира.

Дракон

Вариант сицилианской защиты, в котором расположение черных пешек h7, g6, f7, е7 и d6 напоминает очертания созвездия Дракона.

Название варианта в 1901 году предложил русский шахматист Федор Дуз-Хотимирский. Он увлекался астрономией и однажды, рассматривая звездное небо, обратил внимание на внешнее сходство созвездия Дракона и конфигурации пешек.

Система возникает после ходов: 1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 g6 и характеризуется фланговым развитием чернопольного слона черных. В современной практике вариант Дракона – один из самых сложных дебютов. Эта система подходит тем, кто играет черными и настроен на победу. Черные стремятся к резкой, агрессивной игре и с самого начала давят на белых. Многие игроки чувствуют себя некомфортно, играя белыми против этого варианта. Поэтому стараются выбирать боковые линии, которые ведут к более спокойным позициям, в отличие от острых основных линий.

Еж

Пешечная структура, когда пешки белых стоят на третьей горизонтали или пешки черных стоят на шестой горизонтали.

Еж появляется, когда черные ставят пешки на e6-d6-b6-a6, а свои фигуры за ними на 7-й и 8-й горизонтали. Линия пешек на 6-й горизонтали выступает в качестве шипов ежа, контролируя 5-ю горизонталь и не позволяя противнику туда вторгнуться. Это пассивная, но прочная оборонительная игра в ожидании удобного момента для перехвата инициативы и контратаки. Фигуры находятся за пешками и готовы в любое время вступить в игру и «укусить» соперника.

Еж – одна из наиболее популярных дебютных систем начиная с 1970-х годов. В последние годы популярность этой системы среди мастеров сильно выросла. Это объясняется тем, что еж очень хорошо сочетает в себе стратегию и динамику, и его легко изучить. Эту структуру можно создать из разных дебютов и разного порядка ходов: из сицилианской защиты, варианта Кана, английского начала и даже из защиты Нимцовича.

Зевок

Невнимательность, грубая ошибка, которая приводит к ухудшению позиции, роковой ошибке во время игры или потере фигуры.

Зевки чаще всего свойственны для начинающих игроков, однако и на гроссмейстерском уровне такое случается. Одним из примеров такой ошибки стала 23-я партия матча на звание чемпиона мира между первым чемпионом мира Вильгельмом Стейницем и претендентом Михаилом Чигориным, который проходил в 1892 году на Кубе. Матч проводился до десяти побед. При счете 9:8 в пользу Стейница в 23-й партии Чигорин в выигрышной позиции допустил грубую ошибку и проиграл матч.

Чигорин играл белыми и имел существенный перевес. На 24-м ходу Стейниц потерял последнего коня, после чего сдвоил ладьи на второй горизонтали. На 29-м ходу белые поставили коня на е6, он охватывал кучу полей, так что Чигорину осталось только погасить инициативу черных и спокойно выиграть эндшпиль. Но на 32-м ходу шахматист ходит слоном b4, нападает на одну из сдвоенных ладей на d2. Практически сразу он понимает, что не заметил двухходовый мат. Чигорин оставил без защиты пешку h2 и позволил Стейницу заматовать себя. Черные ходят ладьей на h2, после чего белые сдались из-за неминуемого мата – король g1, ладья g2.

Этот зевок стал причиной поражения не только в партии, но и в матче. Счет стал 10:8, и Стейниц сохранил за собой звание чемпиона.

Матильда Петровна

Если сократить слово «Матильда», получится «мат». Обычно этим именем называют красивый неожиданный мат.

К примеру, Матильдой можно назвать мат Легаля, который впервые встретился в шахматной партии французского шахматиста Легаля де Кермюра и Сен-Бри в Париже в 1750 году. Мат стал образцом игры, и на него опираются даже профессионалы.

Против Легаля выступил игрок невысокого уровня, что и позволило реализовать данную систему. Легаль играл белыми. Партия проходила с форой – Легаль без ладьи a1.

Партия развивалась следующим образом: 1.e4 e5 2.Сc4 d6 3.Кf3 Кc6 4.Кc3 Сg4. Далее Легаль делает нарочито ошибочный ход, «зевая» ферзя: уводит коня с f3 на е5, освобождая черному слону на h5 прямую дорогу на белого ферзя. Сен-Бри, не заметив подвоха, этим пользуется: бьет ферзя на d1. После этого белый слон идет f7 и ставит мат черному королю на е8. Король уходит на е7, но белый конь идет на d5 и не оставляет противнику шансов. Мат Легаля вошел в шахматную литературу по фамилии первооткрывателя. Именно конь ставит в этой комбинации мат противнику.

Мат Легаля считается одним из наиболее красивых. Действительно, проигрыш возникает из безобидной – на первый взгляд – для черных ситуации, да еще и после того, как они съели ферзя. Но в шахматах нельзя расслабляться до заключительного хода.

Рентген

Тактический прием, при котором одна фигура нацелена на фигуру противника, однако на ее пути стоит своя или чужая фигура.

Иногда про нацелившуюся фигуру говорят, что она «просвечивает» нужную ей фигуру через другую, которая стоит на пути ее возможного движения. Стоит эту фигуру убрать, и рентген становится реальной возможностью. Рентген проявляется в разных формах: линейный удар, засада, защита.

Рассмотрим вариант линейного рентгена.

Белый слон на f3 просвечивает черную ладью на d7 через черного ферзя на d5. После того как ферзь отойдет, слон съест ладью. Ладью черным тоже жалко, однако в этой ситуации лучше пожертвовать ею, так как ферзь –  более значимая потеря.

Рентген в шахматах встречается часто, особенно на важные фигуры или важное поле. По мере роста мастерства автоматически улучшается и видение доски и фигур, однако осознанное «сканирование» позиции на предмет разных рентгенов позволит со временем замечать скрытые возможности.

Рубить флаг

Умышленное затягивание партии, чтобы у соперника закончилось время для обдумывания хода.

В прежние времена, когда шахматисты использовали механические шахматные часы, контроль времени определялся по красному флажку, который падал после того, как минутная стрелка проходила нулевое положение. С тех пор в шахматном блице, где на обдумывание ходов каждому игроку отводится ограниченное время – менее 10 минут на партию, – существует термин «рубить флаг». Означает, что шахматист начинает защищаться с целью не переломить партию, а затянуть ее, чтобы у соперника упал флажок.

Форточка

Продвижение на одно поле вперед пешки, защищающей короля.

Цель форточки – избежать линейного мата по первой/восьмой горизонтали, который возможен в ситуации, когда король заперт своими пешками на крайней горизонтали.

При короткой рокировке форточку образуют ходы f3, g3 или h3 за белых и f6, g6 или h6 за черных. Форточка позволяет избежать угрозы мата на последней горизонтали, но может привести к образованию слабых пунктов. Часто используется в виде профилактики.

К примеру, если бы в данной позиции пешка стояла на h2, белые получили бы мат от ладьи на b1. В текущей позиции пешка ушла на h3, и белый король с g1 скрывается на освобожденном поле h2.

Форточка – ход ответственный, ведь, как известно, пешки назад не ходят. Поэтому прежде чем принять решение сделать форточку, надо хорошо подумать. Такой ход будет уместен, когда имеется угроза мата по первой/восьмой горизонтали.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!