В декабре в Образовательном центре «Сириус» проходит программа по монументальной живописи. Автор курса – декан факультета живописи Московского государственного академического института имени В.И. Сурикова Юлия Смирнова. Она рассказала о том, в чем особенности монументальной живописи в России и где сейчас можно ее увидеть.
– В чем особенность монументальной живописи?
– Главная задача монументальной живописи в том, чтобы произведение долго сохранялось при любом атмосферном воздействии и было художественно цельным. Всех юных художников в детстве учили: когда создаешь картину, важно помнить про пространство и объем.
В монументальной живописи все полностью противоположно: если мы лестницу раскрасим в полосочку, то по ней невозможно будет спуститься без травм. Она визуально просто исчезнет для человеческого глаза. По этой причине в монументальной живописи должно создаваться ощущение устойчивости произведения. Она находится на грани творчества и прикладного понимания, художникам важно сопоставлять свои творческие порывы с потребностями общества. Работа должна быть не просто красивой, а еще и функциональной.
– По какому принципу строится образовательная программа по монументальной живописи в «Сириусе»?
– Мы весело рушим стереотипы, которые сложились в головах у ребят, показываем, что можно творить не только так, как их учили в художественных школах. И мне кажется, что участники вполне довольны ситуацией. В «Сириус» приезжают художники с широким кругозором, профессионально образованные, поэтому им легче дается новая информация и неизвестная ранее работа. Многие моментально схватывают новые для них вещи.
Участники программы – наши потенциальные студенты. Это не говорит о том, что они все станут художниками. Программа по монументальной живописи хороша тем, что на нее приезжают ребята из разных регионов в поисках новых знаний и навыков, и мы готовы им это дать.
– Программа по монументальной живописи посвящена только изучению техники сграффито?
– Это было бы скучно для ребят. Наша главная цель – дать общее представление о том, что такое монументальная живопись, которая включает в себя много разных техник и направлений. Они объединены общими принципами, но не технологическими, а пластическими. Например, подход к трактовке формы, цвету, пониманию пространства. Нам важно, чтобы школьники поняли основные пластические художественные отличия задач монументалиста, поэтому работаем в техниках сграффито, рельеф, мозаика, фреска. Все это синтез искусств, полет фантазии. Участники программы могут экспериментировать и заниматься не только тем, к чему давно привыкли.
– Монументальная живопись – это работа не только красками и карандашами, но и твердыми материалами с инструментами. С чем работают монументалисты?
– В основном мы взаимодействуем с цементом, известью, колеровочными пастами и другими материалами. Они самые древние, поэтому примитивные в работе и дешевые. Мы не делаем ставку на инновации на программах в «Сириусе». Я считаю, что важно сохранить уже проверенные технологии, поэтому на первой программе в 2021 году мы с ребятами собирали на берегу обычные маленькие камни, чтобы из них сложить мозаику.
Наше направление идет за материалом, и сейчас в монументальную живопись приходят другие материалы. Правда, та же пластмасса не проверена временем, никто знает, что с ней случится через пару лет. В этом главная проблема многих современных материалов.
– Техники, которые вы перечисляли, связаны с русской художественной школой или больше показывают развитие европейских традиций?
– Конечно, нет. Тот же советский период в архитектуре – это сплошное сграффито: на фасадах всех театров, дворцов культуры, кинотеатров. Если пройти по улицам любого советского города в России, то можно заметить множество примеров работы в этой технике в архитектуре. Участники прошлогодней программы даже нашли примеры сграффито в «Розе Хутор».
На самом деле мы не задумываемся над тем, что видим, поэтому кажется, что у нас нет развития в искусстве. А в России работа с монументальными произведениями ведется давно и плодотворно, но связана с материалами. В отличие от итальянских мастеров, наши художники раньше замораживали известь и делали ее максимально нейтральной, поэтому у нас фреска развита по сухому материалу. Таким образом, получались идеально белые левкасы и очень звонкие цвета, что отличает искусство нашей художественной школы.
– Почему для юных художников важен опыт работы в направлении монументальной живописи?
– Такая работа расширяет кругозор и дает свободу творчеству. Все преподаватели видят, как ребята за три недели становятся более раскрепощенными и смелыми, так как наша цель – дать понять, как можно рисовать по-другому. Например, при работе с известью ребятам нужно придумать, как рисовать по сырому материалу, для чего необходимо применять совершенно другие техники и навыки.
Материалы находятся в состоянии, когда с ними можно работать максимум день, и за такой короткий срок художникам нужно быстро сделать готовое произведение. На протяжении программы школьники ежедневно создают работы. Разумеется, мы не каждый день делаем по фреске, где-то притормаживаем процесс: даем лекцию, выезжаем на экскурсию. Такой формат программы помогает сохранить интенсивность занятий, но и не перегружать. Результатом такой насыщенной работы становится большая выставка, где ребята с разных программ могут посмотреть и оценить труд художников.