Стартовал третий цикл программы «Уроки настоящего» — дистанционного проекта Образовательного центра «Сириус». Уроки настоящих экологических исследований в ноябре для школьников 7–11 классов проводит партнер Центра — Объединенный институт ядерных исследований (город Дубна Московской области).
ОИЯИ — это всемирно известный научный центр, который проводит теоретические и экспериментальные, прикладные исследования в областях физики элементарных частиц, ядерной физики и физики конденсированных сред, а также занимается разработкой и созданием новых ядерно-физических и информационных технологий.
Сегодня ядерно-физические методы успешно применяются для решения экологических задач.
Как известно, металлы сохраняются в окружающей среде и могут легко накапливаться по пищевой цепочке, поэтому даже их относительно невысокие концентрации в воде или почве могут оказывать негативное воздействие на здоровье человека. На сегодняшний день существует целый ряд методов, которые применяют для определения содержания тяжелых металлов, органических загрязнителей и радионуклидов в объектах окружающей среды. Среди методов элементного анализа особое место занимает нейтронно-активационный анализ (НАА или ядерно-физический метод), который благодаря своей чувствительности, неразрушающему характеру и возможности определять до 50 химических элементов в образцах идеально подходит для анализа экологических образцов, в которых концентрации тяжелых металлов и металлоидов могут варьировать от мг/кг до мкг/кг.
Подробно о методе НАА, его основных преимуществах и недостатках, а также про экологические исследования, которые выполняются с использованием нейтронов, рассказывает Инга Зиньковская, начальник сектора нейтронного активационного анализа и прикладных исследований Лаборатории нейтронной физики ОИЯИ, в лекции «Ядерно-физические методы анализа в экологических исследованиях».
Как отмечает лектор, наряду с ядерно-физическими и химическими аналитическими методами анализа атмосферных выпадений тяжелых металлов в течение последних лет в странах Европы регулярно используется метод мхов-биомониторов. В ОИЯИ для мониторинга загрязнения воздуха и водных объектов тяжелыми металлами и металлоидами тоже используют мхи. Мхи — уникальные растения для изучения пагубного влияния антропогенного воздействия на экологию.
«Любой человек, включая школьников может снизить свой экологический след в первую очередь бережным отношением к природе, а также передачей знаний младшим поколениям, — отмечает Инга Зиньковская. — Школьники наряду с учеными могут участвовать в экологических исследованиях, собирая информацию об источниках загрязнения в своих городах/регионах, а также непосредственно участвую я биомониторинговых исследования, например, в сборе образцов мха».
Если вы готовы помочь ученым собрать информацию по загрязнению регионов России и предложить новые подходы для решения экологических проблем вашего региона, присоединяйтесь к проекту «Уроки настоящего» и решайте задачу от Объединенного института ядерных исследований.
Сдать решение на проверку экспертам нужно будет не позднее 30 ноября, а 21 ноября в 15:00 в группе проекта ВКонтакте эксперты ОИЯИ проведут онлайн-консультацию, которая может помочь при решении задачи.
Обратите внимание, что в ноябрьском цикле проекта «Уроки настоящего» школьников ждет целых три задачи. Уроки настоящего машинного обучения проведет компания VK. А измерять шум и формировать массивы данных ребята будут учиться в задаче от РЖД. Для решения можно будет выбрать задачу из той области, которая наиболее интересна участникам студии, или попробовать решить все три.
Подать заявку на участие в проекте «Уроки настоящего»