help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

В новом учебном году «Сириус» выступает координатором школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по шести предметам: математике, информатике, физике, химии, биологии, астрономии. 27 сентября стартовал тур по физике. Он продлится до 30 сентября. Задания школьного этапа составляет коллектив авторов. Каждое из них проходит многоступенчатую экспертную оценку. Подробнее о том, кто придумывает задания, рассказал учитель физики «Физтех-лицея» имени П.Л. Капицы, член жюри заключительного этапа ВСоШ по физике, сотрудник лаборатории по работе с одаренными детьми Московского физико-технического института, член Центральной предметно-методической комиссии ВсОШ по физике Константин Кутелев. 

Задания школьного этапа по физике создает большая команда экспертов из Центральной предметно-методической комиссии, среди которых школьные учителя и сотрудники в том числе Московского физико-технического института. К работе иногда привлекают и студентов, победивших на международных олимпиадах. После составления заданий начинается их экспертиза. Ее проводят уже сторонние эксперты, они при необходимости вносят корректировки и дают рекомендации авторам насчет уровня сложности. Именно баланс между простым и сложным – важный показатель «правильной» задачи.

Еще один важный момент при создании заданий для школьного этапа – это четкая формулировка.

«Иногда рождается задача, формулировка которой состоит из одной строчки, и это красиво. Однако у школьников возникает сложность с пониманием: у них другой словарный запас и меньше жизненного опыта. Речь идет о разном культурном коде, поскольку современные подростки обладают иными набором лексики и фоновыми знаниями о мире по сравнению с людьми, рожденными в советское время или в 90-х, например. Если раньше ребята жили в окружении инженерных терминов, то современные дети лучше разбираются в чем-то другом. Приходится переформулировать задачу из одной строчки в абзац. При этом речь идет не об упрощении, а о конкретизации. Здесь важна даже не столько красота, сколько однозначность формулировок», – поясняет Константин Кутелев

Немаловажно и то, как эксперты «упакуют» задачу. Например, в задания олимпиады даже специально ввели героя – экспериментатора Глюка, который уже полюбился участникам ВсОШ. Такой подход поднимает настроение и помогает школьникам не так сильно волноваться во время испытаний. Кроме того, креатив способствует тому, что еще больше детей могут заинтересоваться предметом. 

«Необычная подача задачи и любопытное содержание обязательно запомнятся ребенку. Это наша общая цель – заинтересовать школьника предметом, вовлечь его в систему дополнительного образования и, конечно же, дать возможность развиваться в полноценной образовательной среде, в том числе и посредством олимпиады», – говорит эксперт. – Принять участие в школьном этапе олимпиады по физике стоит как минимум потому, что эта наука объясняет события, происходящие в нашей повседневной жизни. Она буквально во всем, что нас окружает». 

Школьный этап включает только теоретическую часть. При этом именно эксперименты в физике привлекают многих ребят, увлеченных этой наукой. Физические опыты – обязательная часть регионального этапа ВсОШ, а значит, у школьников есть стимул, чтобы успешно справиться с первой ступенью и пройти дальше.

Подробнее – на сайте олимпиады https://siriusolymp.ru/ и в социальных сетях.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!