Продолжается прием заявок на участие в проекте «Уроки настоящего». Это дистанционная программа Образовательного центра «Сириус», направленная на знакомство учеников 7−11 классов с лидерами науки и производства и решение научно-технологических проектных задач на базе школьных студий.
На текущий момент больше всего заявок поступило из Нижегородской и Московской областей и Пермского края. Заявку на участие в «Уроках настоящего» подает руководитель студии (школьник), получивший согласие директора школы на организацию в ней студии.
Значительная часть заявок поступает от школьников, которые уже участвовали в проекте в предыдущие годы. Студия Talentum et triumphum в Белгородском инженерном юношеском лицее-интернате существует уже пять лет. В этом году (а проект стартовал в шестой раз) ребята также планируют присоединиться к решению научно-технологических и исследовательских задач.
«Для меня проект «Уроки настоящего» — это возможность поработать с единомышленниками, ребятами, которые поставили перед собой высокие цели. Это невероятная атмосфера, когда можно погрузиться в работу и плодотворно выполнять все задачи, — отмечает участница студии Talentum et triumphum Дарья Плужник. — Всем новичкам я советую не бояться «больших вызовов», брать инициативу в свои руки и творить! Вы получите ценный опыт работы в команде, научитесь структурировать свое выступление, поработаете с визуализацией проектов».
Интересно, что студию в белгородском лицее основали участники программы «Большие вызовы». Они побывали в «Сириусе», узнали об «Уроках настоящего», заинтересовались проектом и стали популяризировать его в лицее. А часто бывает и наоборот, когда ребята начинают проектную деятельность в студии в своей школе, а позже становятся участниками Всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ школьников «Большие вызовы». Ведь «Уроки настоящего» как раз и направлены на то, чтобы подготовиться к проектным мероприятиям, в том числе программе «Сириус.Лето» и конкурсу «Большие вызовы».
Так, Маргарита Котлярова из студии, открытой в Курчатовской школе г. Москвы, стала призером конкурса «Большие вызовы» и попала на одноименную проектную программу в июле этого года.
«Проект «Уроки настоящего» помогает углубить свои знания в разных областях. Так, в некоторых задачах мы применяли математические расчеты, и это помогло мне на «Больших вызовах», когда я составляла прогнозы по космическим снимкам (девушка работала над проектом «Тестирование технологии оперативного приема спутниковой информации в условиях имитации бортовой качки и курсового хода» направления «Освоение Арктики и Мирового океана» — прим. ред.). Я переводила градусы Кельвина в градусы Цельсия, и знание формул ускоряло процесс работы», — делится Маргарита Котлярова.
Как отмечают участники, проект «Уроки настоящего» интересен им своей многогранностью, разнообразием вопросов, которые затрагивает. При этом можно познакомиться с теми темами, которые раньше, возможно, были даже не интересны школьнику, не рассматривались им как приоритетные, важные.
«В уроках настоящих соревнующихся алгоритмов от компании Яндекс мы затрагивали практическое применение программирования, в том числе программ на Python, самом распространенном и доступном языке для начинающих программистов. И мне, как метопредметному практику в области физики, химии, биологии, полезно было поработать над этой задачей, обменяться опытом с другими участниками команды, которые более изощрены в программировании, чем я, — подчеркивает Егор Семенов из студии школы №14 г. Кемерово. — Они учат меня алгоритмическому программированию, олимпиадной информатике или математике, а я делюсь с ними знаниями в квантовой механике и механике электрохимических реакций».
В этом году свои проектные задачи школьникам предложат Яндекс, Росатом, Neurobotics, СИБУР, СПбГУ, Объединенный институт ядерных исследований, Концерн ВКО «Алмаз – Антей», МИСИС.
«Очень важно, чтобы ребенок любого возраста, где бы он не учился — в маленьком селе или большом городе — имел возможность решать большие задачи, о которых сегодня размышляет наша промышленность, наша наука, наше искусство, — комментирует научный руководитель программы «Уроки настоящего» Елена Ивановна Казакова, директор Института педагогики СПбГУ, заместитель директора Центра русского языка и славистики Российской академии образования, член-корреспондент РАО, профессор, доктор педагогических наук. — И вот сильные люди этой страны, настоящие люди этой страны, формулируют задачи и предлагают их школьникам».
Первые задачи откроются для участников уже в сентябре. Каждый месяц до конца апреля школьники будут получать от научных лидеров несколько задач на выбор и решать их в своих студиях. Активные зарегистрированные участники проекта, выполнившие задачи не менее пяти циклов, получат сертификаты.
Все объявления о программах — в телеграм-канале «Сириуса»